Об этом экс-председатель Национального банка Казахстана сказал на Первом евразийском конгрессе.
Экс-глава Нацбанка Григорий Марченко, который сейчас находится в ранге советника председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР), выступил в Москве в пятницу, 4 декабря, в рамках панели главных экономистов международных финансовых организаций. Он отметил объективные достижения евразийской интеграции и желание стран-участниц двигаться вперед. Но тем не менее, по словам Марченко, нужна перезагрузка интеграции с параллельным возвращением к корням, к реализации идей, первоначально заложенных в интеграционный проект.
- Я хорошо помню, что обсуждалась в 2001-м и в 2002 годах на встрече в Таджикистане, где было принято решение о создании ЕАБР и согласована штаб-квартира в Алматы. С моей точки зрения, с момента, с чего мы начинали и к чему сейчас пришли, – двигаться нужно в нескольких направлениях, - отметил финансист.
Во-первых, отметил Григорий Марченко, надо понять, в чем же состоит мандат и компетенция банков развития? Как они должны позиционироваться относительно коммерческих банков и друг друга, конкуренция это или сотрудничество?
- Есть множество отраслей, где происходит совмещение конкуренции и сотрудничества. Вполне нормально, когда рынок быстро растет и в каких-то сферах можно конкурировать, а в каких-то - сотрудничать. Поэтому очень полезна инициатива по созданию коалиции банков развития. Она говорит о том, что есть большое поле для сотрудничества, и роль ЕАБР может состоять в финансировании трансграничных (сквозных) проектов. Банки развития ограничены национальными рамками. А суть интеграции как раз заключается в крупных инфраструктурных проектах, которые имеют значение сразу для нескольких стран, - сказал Марченко.
Напомним, что в рамках Первого евразийского конгресса банки развития ЕАЭС заключили меморандум о сотрудничестве с целью развития интеграции между странами. Подписав соглашение, банки договорились о работе в едином формате по развитию интеграционных проектов.
Далее спикер отметил возрастающее значение государственно-частного партнерства (ГЧП), механизм которого, по его мнению, неправильно внедряют и используют.
- Он воспринимается таким образом, что частный сектор должен двигать проект, окончание которого все равно дофинансирует государство. Мы предлагаем восстановить правильный механизм, где ключевой вопрос – бюджетная эффективность. Причем эту бюджетную эффективность должен считать специальный комитет при министерстве финансов той страны, которая реализует проект. Чтобы все стороны были убеждены, что действительно частный бизнес может сделать этот проект дешевле государства. И только в этом случае государство должно предоставлять свои гарантии. Мы считаем, что правильный механизм ГЧП – это лучшая форма финансирования крупных инфраструктурных проектов как внутри наших стран, так в том числе и трансграничных проектов. Это требует внесение определенных изменения в законодательства стран, и плюс надо разработать законодательство для трансграничных проектов ГЧП, - отметил советник.
Другая важная тема – расширение ЕАЭС. В первую очередь речь идет о присоединении к инфраструктурным проектам Узбекистана и Монголии. Потому что «выстраивать крупные кооперационные трансграничные проекты в странах Центральной Азии без этой страны будет сложно даже технологически». Транспортная инфраструктура выстроена и реки текут таким образом, что пересекают сразу несколько государств.
- Поэтому в среднесрочной перспективе всем нам надо работать в этом направлении, - добавил Марченко.
Давая оценку уровню либерализации в разных направлениях – свободе передвижения труда, товаров, услуг и капитала, Марченко отметил, что, по средним оценкам, уровень либерализации по рабочей силе и труду составляет около 70%, по товарам 65%, услугам – порядка 45%, по капиталу – около 40%. Чтобы дальше развиваться, надо обратить особое внимание на либерализацию и дальнейшее сотрудничестве в сфере услуг и капитала, сказал экс-глава Нацбанка.
Если смотреть на сегодняшний день из 2001 года, все получилось «достаточно хорошо», а в некоторых направления «даже лучше, чем хотели».
- Но всегда получается по-другому, чем хотят отцы-основатели. Когда мы запускаем проекты в жизнь, то имеем определенное представление, как они будут функционировать. В результате через 20 лет понимаем, что они работают немного по-другому, в чем-то лучше или хуже, - отметил Марченко.
Здесь выступающий имел в виду неотработанную интеграцию в валютной сфере. По его словам, все еще нет должной координации политики центральных банков, и еще в меньшей степени – между министерствами финансов.
- С 2001 года в этой сфере ситуация не сильно изменилась. Когда Россия делала девальвацию в декабре 2014 года, она совершенно не учитывала интересы своих партнеров по ЕАЭС - если называть вещи своими именами. Нам надо начинать с обмена информацией, с обмена стандартами, внедрения единообразных стандартов. Этот путь, как показал опыт Западной Европы, занимает длительное время - 8-12 лет. В этой сфере, мы, к сожалению, находимся даже не на середине пути, а в самом начале. Это требует и политической воли со стороны стран участников. В 2001 году мы обсуждали создание единого наднационального банка, единого органа финансового надзора со штаб-квартирой в Алматы. А также и единую наднациональную валюту с появлением в районе 2020 года. Как вы заметили, эти планы реализованы не были. И в ближайшее время я не вижу условий для их реализации, - сказал Марченко.
По мнению спикера, интеграция – это процесс, в который надо вносить постоянные изменения. Но то, что евразийская интеграция состоялась и приносит конкретные результаты, – «это безусловный факт. И надо концентрироваться на том, чтобы дальше двигаться в либерализации выбранных направлений».
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz