С каждым днем казахстанцы, как выяснилось, все чаще сталкиваются с нарушением своих прав потребителей. Но всегда ли в этом виноваты только продавцы и предприниматели? На проблему обратили внимание депутаты Мажилиса парламента РК , сообщает caravan.kz .
Фото : Caravan.kz
С депутатским запросом, почему так происходит, к министру национальной экономики РК Нурлану Байбазарову обратился мажилисмен Магеррам Магеррамов.
"Сегодня участились случаи нарушения прав потребителей. В магазинах розничной торговли граждане сталкиваются с предложениями предпринимателей оплатить за товар способом наличной оплаты, в результате чего стоимость товара будет изменена в пользу потребителя. В случае оплаты за этот же товар путем безналичного расчета стоимость товара увеличивается", - возмутился он.
К тому же, по его данным, «в магазинах продажи бытовой техники навязываются так называемые гарантии на приобретаемые товары. Причем за отдельную плату, что в корне является незаконным и необоснованным. Аналогично вышеупомянутому в автосалонах городов Казахстана в зависимости от способа приобретения товара меняют его цену: за наличные или в кредит предлагается одна цена на авто, а в так называемую рассрочку сумма на то же самое авто увеличивается на 30 процентов. При этом активно подменяются понятия рассрочки и кредита. Так, рассрочка дает потребителю возможность оплатить товар равными платежами в течение нескольких месяцев без дополнительных процентов. Кредит же предполагает выдачу банком денежных средств на условиях уплаты клиентом процентов за пользование деньгами. Однако применяемые манипуляции с ценой на товар в конечном счете приводят к тому, что защищенными остаются только интересы банка путем предварительного включения его процентов в первоначальную цену авто, что, по своей сути, является тем же кредитом, а не рассрочкой».
Но и это, оказывается, еще не все. Например, по словам депутата, «в рамках автокредитования для получения большей выгоды с потребителя банками навязывается принудительное страхование приобретаемых автомобилей в лоббируемых ими страховых компаниях».
"К примеру, страхование автомобиля на три года обойдется потребителю в миллион тенге, которые им должны быть возвращены уже с накрученными процентами в течение всего периода займа", - говорит Магеррамов. Добавляя, что «аналогичные схемы применяются и в вопросах приобретения первичного жилья – застройщики завышают стоимость недвижимости как минимум на 10 процентов, закладывая в них процентную выгоду вознаграждения банков».
Что же происходит?
Экономист-эксперт Марат Абдурахманов считает, что «все это связано с тарифами банков по обслуживанию данной системы платежей». И даже больше.
"Дело в том, что центр платежей всегда был в составе Национального банка и все системы были государственными. Но сегодня у всех банков разные комиссии: например, у Каспи банка – четыре процента, у Жусан-банка – 0,5 процента, у Народного – один процент.
Это случилось после того, как правительство Казахстана пошло на поводу популистов в 2014-2015 году, провело девальвацию, и центральный процессинговый центр был якобы передан в конкурентную среду. То есть банки смогли создавать свои серверные установки для обслуживания транзакций. Но на самом деле функция по проведению платежей и контроля опять же – чисто государственная. В том числе и во многих зарубежных странах. Так что дело за малым – чтобы решить сегодняшнюю проблему с мобильными платежами, Национальному банку нужно снова вернуть все эти центры под свой контроль и заниматься своими прямыми обязанностями в этом секторе. Даже сейчас у банков нет расходов на процессинговые центры, и потому тарифы для физических лиц должны быть нулевые. Юридические лица – дело другое, их связывают с банками другие финансовые отношения.
Как это отражается на розничной торговле? Из-за того, что у каждого банка свои комиссии, когда то или иное лицо собирается отовариться за безналичный расчет, то предприниматель упоминает о процентах, которые ему приходится выплачивать за мобильный перевод покупателя, и потому цена на товар становится уже другой. Она возрастает. Для многих покупателей такие надбавки критичны. И потому для простых людей, чья заработная плата в реальности, согласно моим расчетам, не превышала на начало января текущего года 140 тысяч тенге, остается только один выход – переходить на наличность", - поделился эксперт с редакцией .
"В любом случае, все перечисленные примеры – грубейшее нарушение норм гражданского законодательства о публичном договоре, в соответствии с которым недопустимо изменять цену на товары, работы и услуги в зависимости от способа оплаты за них", - заключил Магеррам Магеррамов.
Автор Ольга Шишанова
Источник caravan.kz