Тяжело и со скрипом, но, похоже, социально-экономическая политика Акорды потихоньку меняется.
Правда пока только в тех секторах, где сделать это относительно легко благодаря существованию Национального фонда РК. И понятно, что вынуждает к таким шагам власти страх роста протестных настроений казахстанцев.
Об этом, в частности, свидетельствует Указ президента РК от 13 апреля 2013 года №21 со скучным бюрократическим названием: «О внесении изменений в некоторые указы Президента РК».
Процитируем привлекшие наше внимание абзацы (выделения сделаны нами):
«ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Казахстан:
2) в Указе Президента Республики Казахстан от 8 декабря 2016 года №385 «О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2016 г., №63, ст. 397):
в Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, утвержденной вышеназванным Указом:
в разделе «5. Основные принципы и подходы по формированию и использованию средств Национального фонда»:
в подразделе «5.1. Принципы формирования и использования средств Национального фонда»:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Гарантированный трансферт.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет будет составлять в 2019 - 2021 годах 2 700 млрд тенге ежегодно.
В последующие годы размер гарантированного трансферта будет снижен поэтапно».
Таким образом, по решению президента РК Касым-Жомарта Токаева гарантированный трансферт из Национального фонда РК в республиканский бюджет в 2019-2021 годах в общей сложности составит 8,1 триллиона тенге против первоначальных 6,3 триллиона.
Напомним, что в прошлом году первый президент РК Нурсултан Назарбаев уже увеличивал трансферт с исходных 6,3 триллиона до 6,75 триллиона тенге, но прирост тогда составил всего 0,45 триллиона тенге. Таким образом «вклад» его преемника в данном вопросе оказался более заметным.
Очевидно, что подобные действия Акорды отнюдь не случайны. Более того, они носят вынужденный характер. Ведь властям для сохранения пресловутой внутриполитической стабильности в стране нужно что-то предпринимать. А что, не очень понятно.
Наблюдаемый в республике рост ВВП никак не отражается на уровне и качестве жизни значительной части казахстанцев, в первую очередь безработных, самозанятых, проживающих в сельской местности, неквалифицированных и маргинализованных групп. При этом у государства нет эффективных инструментов как по увеличению их занятости, так и по повышению зарплат вне бюджетного сектора, и, соответственно, по снижению социальной напряженности в обществе.
Именно поэтому Акорде приходится наращивать расходы государственного бюджета, запуская новые программы социальной поддержки и расширяя уже существующие в расчете на то, что им таким образом удастся застабилизировать ситуацию.
Проблема, однако, состоит в том, что подобная тактика, хотя и позволяют снизить уровень недовольства, но одновременно развращает, приучая к тому, что при активном проявлении недовольства можно что-то в итоге урвать от государства. То есть чиновники, решая текущие задачи, одновременно формируют будущую проблему, но уже национального масштаба.
Поскольку римский плебс, требовавший от сената и цезарей «хлеба и зрелищ», мало чем отличается от своих нынешних казахстанских коллег, то можно предположить, что в скором времени в стране начнут образовываться неформальные общественные объединения из числа тех, кому уже нечего терять, со своими лидерами, сетью коммуникаций, механизмом отстаивания групповых интересов.
Очевидно, что такие объединения точно не будут выдвигать политических требований, настаивая только на расширении отдельных программ социальной поддержки и конкретных «выдач». Но при этом они могут быть и скорее всего будут, задействованы в межэлитных войнах.
Как все это происходит на деле, можно представить себе на примере Северного Кавказа, в том числе Чечни, Ингушетии и Дагестана. И вот тогда Акорда точно окажется под постоянным давлением со стороны людей, осознавших что их боятся и требующих от Акорды списания банковских кредитов, бесплатного жилья, дешевых товаров народного потребления и так далее.
Источник kz.expert