Пандемия подвергла систему здравоохранения жесточайшему испытанию. Высветив ее недостатки, COVID-19 стал катализатором давно назревшей трансформации медицинских организаций. Как частные, так и государственные учреждения в этой сфере столкнулись с необходимостью срочных перемен.

Цифровая медицина

The Boston Consulting Group (BCG) считает: главная цель организаций здравоохранения – оказывать более качественные услуги за меньшие деньги и быть во всеоружии перед лицом других возможных пандемий. Проблемы в системе появились еще до COVID-19, но только сейчас стало ясно, как их можно решить.

Первым делом – пациент

Кризису системы здравоохранения способствовал ряд факторов, среди которых увеличение средней продолжительности жизни и рост заболеваемости хроническими недугами. Кроме того, в отрасли поздно начали внедрять такие цифровые решения, как анализ данных. Все это сделало здравоохранение особенно уязвимым перед современными вызовами.

COVID-19 стал кульминацией всех проблем. Когда бы ни закончилась пандемия, возврата к прежней нормальности в здравоохранении не будет: слишком неэффективной была его работа. Эксперты BCG считают, что локальными изменениями не обойтись – система нуждается в полноценной перестройке, которая отразит интересы всех заинтересованных сторон, включая правительства, потребителей и провайдеров услуг.

Реформируя систему здравоохранения, необходимо прежде всего помнить о том, что главная цель – улучшение здоровья населения. Во все времена, тем более сейчас. Дело в том, что пандемия отодвинула на задний план все прочие проблемы со здоровьем.

В 2020 году более 80 млн детей не получили плановых прививок от дифтерита, краснухи и полиомиелита. Меньше внимания медики стали уделять и сердечно-сосудистым больным: прошлой весной в Германии в больницы обратилось на 30% меньше пациентов с инсультом, чем годом ранее. В мире в разгар пандемии массово отменялись запланированные операции: более 70% было решено перенести из-за риска заражения пациентов COVID-19.

Чтобы не подвергать здоровье людей риску, медицинским организациям нужно внедрять в повседневную деятельность решения, опробованные во время борьбы с пандемией: ускорение процессов, реконфигурация пространства под насущные нужды, работа в мобильных бригадах – все это может пригодиться в поствирусную эпоху. Аналитики BCG рекомендуют менеджерам медучреждений изучить собственные планы на будущее. Необходимо ускорить внедрение тех инноваций, что доказали свою пригодность во время пандемии. Если же те или иные решения показали свою нежизнеспособность, самое время забыть о них.

Пять столпов медицины

Во внедрении новшеств организаторам здравоохранения необходимо сосредоточиться на пяти основных задачах.

Во-первых, это благополучие пациентов и результативность лечения. О каких бы инновациях ни шла речь, главный приоритет медицинских менеджеров – разработать наиболее эффективные подходы к лечению с максимальным охватом населения и минимальными расходами.

Во-вторых, медучреждениям необходимо разрабатывать модели взаимодействия с другими организациями здравоохранения, включая госорганы. Государственно-частное партнерство, оказание услуг не только клинической, но и социальной реабилитации, разработка новых протоколов лечения и оказание дополнительных сервисов – во всем этом могут пригодиться новые формы сотрудничества. Благодаря эффективному партнерству между организациями здравоохранения удалось в кратчайшие сроки наладить работу отделений для раковых больных по всему Лондону, где страдающим онкологическими заболеваниями оказывали всю необходимую помощь во время пандемии.

В-третьих, нужно ускорить внедрение цифровых решений в медицинской сфере. Как показала пандемия, пациенты готовы к использованию цифровой медицины: за 2020 год в некоторых европейских странах доверие пациентов к телемедицине выросло на 60%. Медучреждения, которые успели перевести свою работу на цифровые рельсы до начала пандемии, оказались гораздо более подготовленными к ней. Благодаря высокому уровню цифровизации такие страны, как Норвегия и Финляндия, смогли быстро развернуть виртуальную инфраструктуру, доказавшую свою незаменимость в борьбе с COVID-19.

В-четвертых, для успешной борьбы с эпидемиями и пандемиями необходима соответствующая законодательная база. Страны, пострадавшие от бушевавших в прошлом эпидемий атипичной пневномии и ближневосточного респираторного синдрома, успели внедрить новые правила деятельности медучреждений до начала пандемии коронавируса. Благодаря этому удалось избежать массового заражения в той же Южной Корее, где с 2015 года действует правительственный центр по управлению чрезвычайными ситуациями. В задачи центра входит мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки, выработка экстренных мер по борьбе с кризисами в здравоохранении, распределение человеческих и материальных ресурсов и проведение эпидемиологических расследований. Медучреждения не должны оставаться в стороне от разработки законов, которые могли бы усилить готовность стран к возможным пандемиям, по примеру Южной Кореи и других стран.

В-пятых, организациям здравоохранения нужно как можно скорее внедрить анализ данных. Прошел почти год с начала пандемии, а большинство медучреждений по-прежнему работают по старинке, не утруждая себя изучением всей доступной информации о пациентах. Между тем всесторонний анализ данных не только помог бы скорее победить коронавирус, но и способствовал бы ускорению прогресса в медицине.

Сосредоточившись на пяти указанных направлениях, медицинские организации смогут упрочить свое положение на рынке и уверенно вступить в новую эру. По мнению экспертов BCG, менеджерам, работающим в здравоохранении, уже сегодня нужно задействовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, чтобы инициировать трансформацию медицины, столь необходимую человечеству.

Автор Арслан Аканов

Источник forbes.kz