В России в середине сентября прямо в поле совершил аварийную посадку самолет с казахстанцами на борту. Эксперты Tonkosti выяснили, как выполняются аварийные посадки, и объясняют: практически все решает человеческий фактор, сообщает tengritravel.kz .
В руках пилота
Когда пилот понимает, что необходимо срочно (и нештатно) сажать самолет, первым делом ему нужно принять решение: может ли он вернуться в аэропорт вылета, сесть на запасном аэродроме или будет вынужден приземлиться в ближайшем удобном месте. Времени на раздумья всегда в обрез: нужно буквально за считаные минуты прикинуть, хватит ли топлива, оценить погодные условия и исправность систем бортового оборудования.
Если с шасси все в порядке, но до аэропорта не дотянуть, лучше сесть на любую, пусть даже заброшенную взлетно-посадочную полосу.
Приземляться на шоссе (что тоже, в принципе, возможно) сложнее и опаснее из-за возможного столкновения с транспортом и изгибов трассы. Достаточно ровные сельскохозяйственные поля тоже подходят.
Приняв решение об аварийной посадке, экипаж уведомляет диспетчера, а также передает сигнал бедствия по специальному аварийному каналу и включает аварийный радиомаяк.
Если решено садиться не на оборудованный аэродром, пилоты выбирают место визуально, буквально выискивая подходящий участок глазами.
Пассажиров предупредят
О том, что самолет будет совершать аварийную посадку, пассажирам сообщают по громкой связи. Задача стюардов — объяснить всем, что от них требуется. А именно - перевести спинки кресел в вертикальное положение, пристегнуть ремни, убрать столики, вещи и предметы, которые могут поранить при посадке (очки, наушники, цепочки и т. д.), и самое главное, какую позу занять, чтобы не получить травмы.
При аварийной посадке рекомендуется положить на колени мягкие вещи, лечь на них корпусом и прикрыть голову руками. Ребенка можно посадить на колени лицом к себе или уложить на колени лицом к своем животу, прикрыв его собой сверху.
Сели, что дальше?
Как только самолет сел и остановился, бортпроводники выбрасывают надувные трапы: на одном воздушном судне их может быть до 16. Трап надувается от 2 до 10 секунд, первым по нему спускается один из членов экипажа, чтобы встречать людей на земле. Еще во время снижения пассажирам объясняют, что после эвакуации нужно отойти от самолета на безопасное расстояние (угроза взрыва всегда остается), но не следует убегать от группы, чтобы в любой момент можно было собраться вместе по команде пилота.
Если аварийная посадка совершена рядом с населенным пунктом, экипаж и пассажиры могут дожидаться приезда спецслужб там. Но обычно люди ждут в чистом поле, когда их заберут машины скорой помощи и автобусы спасателей.
МЧС, узнав о происшествии, открывает горячую линию для родственников тех, кто находится на борту аварийно севшего судна. После ЧП пассажиров отправляют в отели для временного размещения, а потом подбирают для них ближайшие рейсы туда, куда долететь с первой попытки не удалось.
Не бегите к выходу, как только самолет остановился, - дождитесь указаний бортпроводников.
Кто за это заплатит
В случае аварийной посадки пассажиры вправе требовать от авиакомпании тех же выплат, что и при задержке рейса, а также и неустойку в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки (но не больше полной цены билета). Впрочем, авиаперевозчики предпочитают не дожидаться, когда пассажиры пойдут к адвокатам, и оперативно компенсируют издержки: предоставляют билеты на ближайшие рейсы, если люди принимают решение лететь, и делают дополнительные выплаты.
Но если пассажир посчитает, что предложенных средств недостаточно для компенсации морального ущерба, он может обратиться в суд и назвать там адекватную, по его мнению, сумму.
Экипаж после аварийной посадки не всегда ждут награды и всенародная слава, но всегда — расследование, во время которого придется давать показания и объяснять свои действия во всех подробностях. Впрочем, бывает и так, что летчикам, сумевшим сохранить десятки жизней, дарят квартиры и другие подарки.
Источник tengritravel.kz