В еврозоне в третьем квартале текущего года зафиксирован экономический рост, темпы которого превзошли предварительные ожидания динамики соответствующего показателя, сообщает payspacemagazine.com.
Фото: depositphotos.com
Интенсивность экономического движения в указанном валютном блоке, в который входят 20 стран, ускорилась по восходящей траектории в июле-сентябре 2024 года до 0,4%. Такие данные были опубликованы статистическим агентством Евросоюза в среду, 30 октября. Стоит отметить, что опрошенные СМИ аналитики прогнозировали, что указанный показатель останется стабильным и будет удерживаться на уровне 0,2%. При этом экономическая реальность оказалась позитивнее предварительных ожиданий относительно ее состояния.
Во Франции экономический рост ускорился в третьем квартале 2024 года. В Испании соответствующая динамика сохраняется.
При этом валовой внутренний продукт (ВВП) Германии в третьем квартале 2024 года вырос на 0,2%. Среди аналитиков преобладало мнение, что соответствующий показатель покажет резкое падение. Однако немецкая экономическая система, являющаяся одной из крупнейших в еврозоне, оказалась намного крепче предположений о ее состоянии.
Германии удалось избежать реализации сценария рецессии в третьем квартале текущего года. При этом экономика этой страны была недалеко от грани, за которой началась реализация указанного положения дел. Многие аналитики утверждали, что рецессия — это то, что можно назвать реальностью, избежать которой Берлин гарантированно не сможет. Федеральное статистическое управление Германии (Destatis) заявило, что восходящая динамика ВВП в третьем квартале текущего года обусловлена ростом государственных расходов и ростом расходов домохозяйств. Стоит отметить, что в предыдущем квартале этот показатель снизился на 0,3%. Destatis пересмотрело в сторону понижения показатели ВВП за второй квартал с -0,1% ранее.
В прошлом году экономическая система Германии впервые с начала пандемии коронавируса оказалась на нисходящей траектории. Стоит отметить, что рост ВВП страны в третьем квартале 2024 года не означает окончания периода трудностей и не является сигналом о том, что Берлин справился с кризисом, который глубок и не содержит признаков возможного легкого выхода, формирующегося в условиях нынешних реалий бедственного положения. Экономическая система Германии пока не стала пространством для материализации светлого будущего, к которому страна стремится на фоне мрачного настоящего. При этом ближайшие перспективы Берлина нельзя назвать благоприятными или содержащими аргументы в пользу ожиданий хотя бы умеренного улучшения ситуации. Международный валютный фонд прогнозирует, что в этом году экономическая система Германии покажет нулевой рост. Соответствующий показатель будет самым слабым среди крупных экономик, если указанный прогноз будет реализован.
Резкое падение прибыли Volkswagen, крупнейшей компании Германии, усилило мрачные ожидания относительно экономических перспектив страны. Стоит отметить, что пример этого производителя показателен как один из примеров проявления кризиса, который стал для Берлина однозначной и еще не преодоленной реальностью. Volkswagen может впервые за свою 87-летнюю историю закрыть заводы на родине. Компания также рассматривает возможность сокращения тысяч рабочих мест.
Volkswagen сообщил, что его операционная прибыль за девять месяцев до конца сентября зафиксирована на уровне 12,9 млрд евро (14 млрд долларов США). Этот показатель снизился на 21% в годовом исчислении. Компания заявила, что соответствующий результат связан с низкими показателями ее флагманского бренда и расходами на реструктуризацию. Продажи автомобилей Volkswagen упали на 4%. При этом наиболее чувствительным фактором воздействия стал слабый потребительский спрос на китайском рынке.
Финансовый директор Volkswagen Арно Антлитц заявил в телефонном разговоре с аналитиками и журналистами, что упомянутые результаты демонстрируют срочную необходимость принятия мер в нестабильной среде, характеризующейся интенсивной конкуренцией. Он также предупредил о болезненных решениях.
Арно Антлитц заявил, что Volkswagen не забыл, как строить отличные автомобили. Он также отдельно отметил, что расходы на немецких предприятиях автопроизводителя далеки от конкурентоспособности. По его словам, так продолжаться не может. Он сказал, что компания возобновит переговоры с профсоюзами и представителями работников и обсудит возможное закрытие заводов в Германии.
Слабые доходы Volkswagen, как отмечают СМИ, свидетельствуют об ухудшении ситуации в немецком частном секторе. В обзоре, опубликованном на прошлой неделе S&P Global и Hamburg Commercial bank, содержится информация о том, что в октябре предприятия обрабатывающей промышленности и сферы услуг зафиксировали самое резкое падение занятости почти за четыре с половиной года.
Деловая и потребительская уверенность в Германии в настоящее время находится на низком уровне. Марсель Фратцхер, президент Немецкого института экономических исследований в Берлине, заявил, что наибольшая обеспокоенность связана с пессимизмом в стране. По мнению эксперта, ментальная депрессия и невероятный пессимизм могут стать самым сильным препятствием в краткосрочной перспективе.
Volkswagen воплощает в себе негатив, охвативший Германию. Проблемы этой компании будут иметь последствия для всей автомобильной промышленности страны. Стоит отметить, что эта отрасль является крупнейшим сектором немецкой экономической системы, на долю которого приходится 5% местного ВВП. Кроме того, в автомобильной промышленности работает почти 800 000 человек. Стоит отметить, что около 37% из них являются сотрудниками Volkswagen, многие из которых занимают высокооплачиваемую работу.
В то же время, упомянутая компания, в структуру собственности которой входят Audi и Porsche, олицетворяет собой производственную мощь и экспортный успех, которые превратили экономическую систему Германии в одну из крупнейших в мире. Факторы роста, которые обеспечили платформу для финансового процветания страны, сейчас находятся под очень серьезной угрозой.
Представитель немецкой автомобильной ассоциации VDA заявил в комментарии СМИ в прошлом месяце, что кризис наблюдается не только в автомобильной промышленности, но и в стране как месте для ведения бизнеса.
Как и Volkswagen, Германия сегодня сталкивается с такими обстоятельствами, как высокая стоимость рабочей силы, слабая производительность и возросшая конкуренция со стороны Китая. В этом контексте стоит отметить, что Берлин больше не может полагаться на спрос со стороны азиатской страны. Китай сейчас расширяет свой производственный сектор, сокращая импорт из Европы. Во многом такое положение дел обусловлено ростом геополитической напряженности. Например, США ограничили поставки в Китай передовых чипов и оборудования для производства микросхем соответствующей категории. К соответствующим мерам присоединились и некоторые союзники Вашингтона. На этом фоне Пекин начинает активизировать усилия по развитию собственного производственного сектора, поскольку потребность в технологическом суверенитете многократно возросла в условиях текущей конфигурации геополитической реальности. Стоит отметить, что в долгосрочной перспективе производственная автономия Китая, скорее всего, станет фактором воздействия, в том числе и экономического, не только для Германии, но и для многих других стран еврозоны. Масштаб соответствующих последствий может быть значительным.
Карстен Бржески, руководитель отдела макроэкономики голландского банка ING, заявил, что Китай стал конкурентом Германии.
Исследование, проведенное по заказу Федерации немецкой промышленности (BDI), зонтичной организации для лоббистских групп бизнеса, предупредило, что пятая часть промышленного производства страны находится под угрозой в период с настоящего момента до 2030 года. Было отмечено, что причинами такой ситуации являются высокие цены на энергоносители и сокращение рынков для немецких товаров. Причем, в большей или меньшей степени, эти обстоятельства актуальны для всей еврозоны.
В отчете, соавторами которого выступили Немецкий экономический институт (IW) и Boston Consulting Group, отмечено, что лидерство, которое страна наращивала десятилетиями в таких областях, как технология сжигания, теряет значение. Также отдельно подчеркивалось, что экспортная модель Берлина все больше подвергается давлению из-за таких факторов, как растущая напряженность в геополитическом пространстве, слабые стороны локализации и глобальный протекционизм. Кроме того, в указанном отчете упоминались традиционные недостатки затрат, актуальные для Германии. В данном случае это высокие налоги и повышенные затраты на рабочую силу и энергию. Авторы отчета также упомянули угрозу, которую стареющее население представляет для традиционно сильного предложения квалифицированных рабочих. По их словам, в настоящее время немецкая экономическая система нуждается в самой большой трансформации с послевоенного периода. Они заявили, что необходимы дополнительные инвестиции во все, включая инфраструктуру, инновации, зеленые технологии и образование. По их словам, объем соответствующих финансовых вливаний должен составить около 1,4 трлн долларов к 2030 году.
В то же время экономическая реформа в настоящее время не выглядит реалистичной с точки зрения перспектив реализации в Германии. В этом контексте стоит отметить, что в стране действуют жесткие ограничения на государственные заимствования, которые некоторые эксперты иногда называют также долговым тормозом. Соответствующие нормы предусмотрены немецкой конституцией.
Раздробленная трехсторонняя правящая коалиция уже несколько месяцев препятствует принятию политических решений. На этом фоне у немецкого правительства не было четкого видения стратегии развития страны.
Карстен Бжески заявил, что снижение инфляции может стать фактором роста потребления в следующем году, однако более радужные экономические перспективы для Берлина могут наступить лишь в 2026 году, когда по результатам всеобщих выборов, запланированных на сентябрь 2025 года, будет сформировано новое правительство. По мнению эксперта, Германию ждет еще один год более или менее стагнирующей экономики.
Что касается других аспектов экономической ситуации в еврозоне, то в этом контексте следует упомянуть Италию, где объем производства оказался неожиданно плоским. Соответствующий результат связан с отрицательным вкладом чистой торговли.
Что касается инфляции, то отдельные данные из Испании показали, что рост потребительских цен ускорился до 1,8%, но остался в пределах целевого показателя Европейского центрального банка в 2%.
Инфляция в Германии в октябре зафиксирована на уровне 2,4%. Стоит отметить, что аналитики, опрошенные СМИ, прогнозировали, что гармонизированная инфляция в указанной стране за указанный период составит 2,1%. В сентябре в Германии соответствующий показатель был зафиксирован на уровне 1,8%. В августе этот показатель составил 2%.
Базовая инфляция в Германии в октябре была зафиксирована на уровне 2,9%. Следует отметить, что соответствующий показатель не учитывает более изменчивые цены на продукты питания и энергоносители. В сентябре базовая инфляция в Германии составила 2,7%. Инфляция в секторе местных услуг в октябре была зафиксирована на уровне 4%. В прошлом месяце соответствующий показатель составил 3,8%.
Экономист Deutsche Bank Себастьян Беккер в своей заметке заявил, что возобновление роста базовой инфляции свидетельствует о том, что проблема роста цен не решена и необходимо проявить больше терпения. По словам эксперта, в краткосрочной перспективе признаки указывают на рост инфляции. Себастьян Беккер также заявил, что к этому приведет только воздействие базовых эффектов. По словам эксперта, текущее ослабление рынка труда говорит о том, что базовый показатель будет медленно снижаться в течение следующего года.
Федеральное бюро труда Германии в среду сообщило о большем, чем ожидалось, росте числа безработных в октябре с учетом сезонных колебаний. Число безработных в стране в текущем месяце выросло на 27 000, составив 2,86 млн человек. В то же время аналитики, опрошенные СМИ, прогнозировали, что этот показатель увеличится на 15 000. Сезонно скорректированный уровень занятости остался на уровне 6,1%.
По сообщениям СМИ, опубликованные в среду данные потенциально могут стать фактором ослабления опасений относительно перспектив европейской экономики. Соответствующие опасения усилились на прошлой неделе, когда финансовые чиновники собрались в Вашингтоне на заседания Международного валютного фонда. Тогда несколько должностных лиц ЕЦБ заявили, что ухудшение перспектив может потребовать большего снижения процентных ставок. Другие призвали к осторожности.
Неожиданно высокие показатели роста экономики еврозоны, вероятно, постепенно трансформируются на риторическом уровне в аргументы в пользу стратегии денежно-кредитной политики ЕЦБ по постепенному снижению стоимости заимствований. Также в данном случае подразумевается снижение процентных ставок на 25 базисных пунктов. Трейдеры урезали ставки относительно снижения стоимости заимствований ЕЦБ. В настоящее время они оценивают вероятность снижения процентных ставок на 50 базисных пунктов в декабре примерно в 25%. Стоит отметить, что их предыдущие ожидания предполагали указанную вероятность на уровне 50%, согласно ценообразованию свопов.
Экономист Дэвид Пауэлл заявил, что высокие темпы роста в экономической системе еврозоны должны умерить ожидания того, что в декабре в этом регионе стоимость заимствований снизится на 50 базисных пунктов. В то же время эксперт предполагает, что рост замедлится в четвертом квартале 2024 года. Дэвид Пауэлл также заявил, что риски ухудшения перспектив усиливаются. Отдельно эксперт отметил, что процесс дезинфляции находится на продвинутой стадии. Более того, Дэвид Пауэлл заявил, что Совет управляющих по-прежнему твердо привержен снижению стоимости заимствований еще на 25 базисных пунктов к концу текущего года.
В контексте оценки перспектив экономики еврозоны наибольшие опасения связаны с Германией. Местный производственный сектор находится на траектории последовательного ослабления конкурентоспособности. В долгосрочной перспективе это может породить критические последствия, которые не ограничиваются Германией, а касаются всей еврозоны. Негативный сценарий, который уже реализуется на практике, не является непреодолимым, но в то же время реалистичность его продолжения весьма высока.
В настоящее время в еврозоне в целом и в Германии в частности наблюдается своего рода поведенческая тенденция, когда потребители предпочитают наращивать сбережения вместо того, чтобы тратить прибавки к зарплате, которые они получили в последние месяцы. Причиной такой концепции действий является неопределенность. Отдельно стоит отметить, что неопределенность не является европейской региональной спецификой, а соответствует тому, что можно охарактеризовать как глобальное обстоятельство широкомасштабного воздействия. Умеренные расходы и сосредоточение только на самых важных покупках являются естественной реакцией на отсутствие четкого понимания того, какой будет последующая экономическая динамика.
Стоит отметить, что в последнее время наилучшая ситуация наблюдается в тех странах, где сфера услуг играет более важную роль. В данном случае речь идет об экономическом положении дел, конфигурация которого в большей степени формируется результатами деятельности указанного сектора. В октябре выпуск частного сектора даже рос более быстрыми темпами за пределами Франции и Германии. Об этом свидетельствуют результаты бизнес-опросов, проведенных S&P Global.
Олимпиада временно позволила Франции скрыть базовую слабость, которая стала фактором негативного влияния на финансы страны. В то же время местная экономическая система, несмотря на проблемы и трудности, все еще демонстрирует улучшение. Это очень хорошие новости для французского правительства. Париж, как политический центр, в настоящее время сталкивается с дефицитом бюджета, что является фактором падения доверия инвесторов. Финансовые вливания в эту страну идут по нисходящей траектории. С ростом стоимости заимствований по сравнению с европейскими коллегами премьер-министр Франции Мишель Барнье пытается протолкнуть непопулярные сокращения расходов и повышение налогов через парламент, где у него нет большинства. Сильный экономический рост также является однозначно позитивным процессом для президента Франции Эммануэля Макрона.
В то же время во Франции в сентябре зафиксировано замедление потребительских расходов. Это результат падения потребительской уверенности. Безработица во Франции вызывает все больше беспокойства. Также местные домохозяйства в контексте пессимистического восприятия оценивают дальнейшую динамику уровня жизни.
В Испании основными источниками экономического роста были потребление домохозяйств и государственные расходы.
Австрийская экономика в октябре показала максимальный прирост за два года, который составил 0,3%. В данном случае фактором влияния стал отскок потребления. Рост ВВП ускорился в Литве и Португалии.
Экономист Мартин Адеммер заявил, что неожиданный рост ВВП не отменяет того факта, что немецкая экономика все еще пытается восстановиться, и 2024 год станет еще одним годом упущенного роста. В то же время эксперт отметил, что небольшое улучшение деловых настроений дает дополнительную надежду на то, что кризис может остаться в прошлом и ВВП продолжит расти в ближайшие кварталы.
Франциска Палмас, старший европейский экономист Capital Economics, заявила, что более сильный, чем ожидалось, экономический рост не удержит ЕЦБ от снижения процентных ставок в декабре. По словам эксперта, упомянутый финансовый регулятор снизит стоимость заимствований на 50 базисных пунктов. Это непопулярная точка зрения среди аналитиков.
Франциска Пальмас прогнозирует, что рост ВВП еврозоны в четвертом квартале 2024 года замедлится. По мнению эксперта, соответствующая динамика будет во многом обусловлена тем, что немецкая обрабатывающая промышленность по-прежнему демонстрирует слабые результаты, а Италия борется с окончанием налоговых льгот в строительной отрасли. Франциска Пальмас также ожидает, что инфляция не оправдает прогнозы ЕЦБ за три месяца.
Камил Ковар, старший экономист Moody's Analytics, заявил, что последние данные о динамике ВВП в еврозоне будут сопровождаться резким ростом общей инфляции, что положит конец любым разговорам о крупномасштабном сокращении.
Также Камил Ковар заявил, что опубликованный в среду отчет развеивает любые вопросы о том, находится ли еврозона в настоящее время в рецессии, и отметил, что это не так. Эксперт также подчеркнул, что подобные опасения всегда были преувеличены.
Автор Сергей Михайлов
Источник payspacemagazine.com