Объединение стран БРИКС начало расти как по количеству членов, так и по влиянию. На последней встрече, состоявшейся 23 октября 2024 года, участники спрогнозировали рост возможностей группы, на которую приходится 37% мирового экономического производства, наметив совместные проекты — от трансграничной платежной системы до зерновой биржи. Какое же влияние эти страны будут оказывать в своем сотрудничестве на глобальную экономику, сообщает psm7.com.

Какое влияние страны БРИКС будут иметь на глобальную экономику

Фото: freepik.com, pngwing.com

Для начала напомним, что БРИКС – это экономический блок, в состав которого входят девять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, а также новые участники, присоединившиеся в 2024 году: Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия.

Ранее планировалось, что Аргентина станет одной из стран, которые присоединятся к БРИКСу с начала 2024 года. Однако, после избрания нового президента Хавьера Милея, государство окончательно передумало вступать в эту группу. Отметим, что Саудовская Аравия, получившая приглашение стать членом объединения, также пока не стала этого делать.

Несмотря на отсутствие формализованной международной организации, BRICS продолжает проводить саммиты и расширять экономическое сотрудничество, направленное на поддержание стабильного развития и усиления влияния стран Глобального Юга на мировую арену.

Почему БРИКС имеет значение?

Как мы отмечали выше, коалиция не является формальной организацией, а скорее свободным блоком незападных экономик, координирующих экономические и дипломатические усилия вокруг общих целей. Страны БРИКС стремятся создать альтернативу тому, что они считают доминированием западной точки зрения в основных многосторонних группировках, таких как Всемирный банк, Группа семи (G7) и Совет Безопасности ООН.

Расширение группы имеет ряд геополитических последствий. Оно отражает растущий экономический и демографический вес: на девять стран BRICS сейчас приходится более четверти мировой экономики (совокупный ВВП блока оценивается более чем в 35% от мирового) и почти половина населения планеты (более 3,5 млрд человек), отметим, что это приблизительные данные и несколько отличаются в зависимости от источника. Группа способна влиять на форму глобальной экономической системы, конкуренцию между Китаем и Западом, а также усилия по переходу к чистой энергетике.

Растущее членство также несет с собой новые вызовы, включая усиление противодействия со стороны западных стран и разногласий внутри блока. Эксперты говорят, что от того, как члены БРИКС справятся с этой напряженностью, будет зависеть, сможет ли группа стать более единственным голосом на мировой арене.

Значение блока на мировой арене может еще больше расшириться, учитывая, что в августе этого года о намерениях присоединиться объявил Азербайджан. Также в блок хотят присоединиться Куба, Малайзия, Турция и некоторые другие страны.

Расширение БРИКС и его влияние

Стремление к расширению членства не является общим для всех участников. Китай и Россия поддерживали это, в то время как Бразилия и Индия были более нерешительными, опасаясь, что расширение размоет их собственное влияние. Растущее соперничество Индии с Китаем также играет значительную роль в этом вопросе.

Добавление Египта и Эфиопии усилит голоса с африканского континента. Египет также имел тесные коммерческие связи с Китаем и Индией и политические связи с Россией; как новый член БРИКС, Египет стремится привлечь больше инвестиций и улучшить свою «избитую» экономику. Китай уже давно стремится расширить сотрудничество с Эфиопией, имеющей третью по величине экономику в Африке к югу от Сахары, вкладывая в нее миллиарды долларов инвестиций, чтобы сделать эту страну центром своей инициативы «Один пояс, один путь».

Возможное присоединение Саудовской Аравии и привлечение ОАЭ это значительный шаг в направлении ссылки влияния. Это две крупнейшие экономики в арабском мире, второе и восьмое место среди крупнейших добытчиков нефти. Они также играют посредническую роль в других регионах. Однако некоторые эксперты предупреждают, что соперничество между этими странами может перенестись на БРИКС.

Как отреагировали западные страны?

Западные страны в основном уменьшают рост группировки. Советник Белого дома по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Вашингтон не рассматривает BRICS как геополитического конкурента , а министр финансов Джанет Йеллен в основном отвергла усилия, направленные на отказ от доллара. Аналогично, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок приуменьшила значение растущих связей между членами БРИКС. Другие политические аналитики утверждают, что амбиции стран БРИКС преувеличены , а внутренние проблемы стран-членов достаточно тревожны, чтобы препятствовать любой реальной угрозе экономическому здоровью Запада.

Однако некоторые европейские политики предостерегают, что антизападные настроения становятся все более конфронтационными. Они считают, что экспансия является результатом недостаточной реакции Запада на нужды стран с низким уровнем дохода. Они говорят, что западные страны должны всерьез заняться реформированием финансовых институтов.

«Обвинение в том, что Запад высокомерно относится к нуждам Глобального Юга, серьезно. На него нельзя ответить, предлагая "партнерство, основанное на ценностях" и "многосторонность, основанную на правилах", когда интерес BRICS сосредоточен на изменении этих правил в глобальных финансах, торговле и других процедурах установления стандартов", - пишет Гюнтер Майхольд, старший научный сотрудник Немецкого института по международным делам и безопасности.

Другие аналитики говорят, что усилия БРИКС по дедолларизации могут в конечном счете подорвать силу валюты США и, таким образом, здоровье американской экономики. "Игнорировать БРИКС как основную политическую силу - то, чему США были склонны в прошлом - больше нельзя", - отмечают ученые Университета Тафтса.

Насколько эффективны были финансовые институты БРИКС?

NDB (НБР или Новый банк развития) и CRA (Соглашение об условных резервах) были созданы как альтернатива так называемой Бреттон-Вудской системе, основной мировой финансовой системе, основанной ведущими индустриальными странами после Второй мировой войны. Многие страны Глобального Юга считают, что эти учреждения, особенно Всемирный банк и МВФ, не в состоянии удовлетворить потребности более бедных стран, особенно в таких областях, как финансирование климатических изменений.

«Эта система была создана богатыми странами в пользу богатых стран, – утверждает Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, который, к слову, посетил 23 октября РФ и принял участие во встрече стран БРИКС. — Практически ни одна африканская страна не сидела за столом Бреттон-Вудского соглашения».

Оба института работают по-разному. Деятельность CRA, совместного фонда центральных банков БРИКС, который предлагает поддержку во время валютного кризиса, ограничивается странами этой группы, тогда как в 2021 году НБР открылся для частных проектов в других странах с развивающимися рынками.

НБР предлагает кредиты, гарантии и другие финансовые механизмы для поддержки частных проектов, способствующих устойчивому развитию и развитию инфраструктуры. Цель предложить большую гибкость, большее равенство между акционерами и более легкий доступ к средствам, чем Всемирный банк, который должен распределять свое внимание между 190 членами. Кредитование сосредоточено на чистой энергетике, транспорте, медицине и социальном развитии, и банк стремится посвятить 40% своих проектов борьбе с изменением климата. Пока банк уже выделил более $32 млрд на 96 проектов с начала своей деятельности в 2016 году.

Однако эти усилия сталкиваются с препятствиями. НБР более чем в пять раз меньше Всемирного банка, и эксперты сомневаются, что он сможет полностью его заменить. Другие утверждают, что его амбиции по реорганизации мировой финансовой системы не оправдались , поскольку он сохраняет многие практики своих конкурентов. Он также подвергся критике за нечеткие обязательства по стандартам экологического и социального влияния.

Может валюта БРИКС заменить доллар?

Страны БРИКС уже более десяти лет стремятся снизить доминирование доллара США в международной торговле, прежде всего путем увеличения использования собственных валют для торговли, особенно китайского юаня. Существует также стремление ввести новую, общую для всех стран BRICS валюту, главным сторонником которой является президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Другие монетарные предложения, изложенные на саммите 2023 года, включали основание новой криптовалюты или использование комбинированной корзины валют БРИКС.

Однако скептики говорят, что эти амбиции далеки от достижения . Валюта БРИКС потребует серьезных политических компромиссов, включая банковский союз, фискальный союз и общую макроэкономическую конвергенцию. Доллар, долгое время являвшийся главной мировой резервной валютой, все еще используется более чем в 80% мировой торговли, и многие эксперты сомневаются, что новая резервная валюта БРИКС будет достаточно стабильной или надежной, чтобы ей доверяли в глобальных транзакциях.

Подтверждением того, что собственная валюта BRICS — недостижимая мечта отдельных индивидов и групп, стал провал презентации россией сувенирной купюры на октябрьском съезде этого года. Как отмечают некоторые аналитики, на купюре не только не оказалось названия, но и был допущен конфуз – на нем изобразили здание Тадж Махал (в Индии не принято использовать фото из мавзолеев и могил для рекламы, не говоря уже о банкнотах).

Что дальше для БРИКС?

В этом году Россия председательствует в БРИКС на ротационной основе и намерена использовать время своего председательства для того, чтобы сосредоточиться на установлении более «справедливого мирового порядка» и переориентации на местные валюты и платежные системы. Встреча БРИКС под председательством России состоялась в то время, когда кремль продолжает третий год полномасштабную войну в Украине; аналитики ожидают, что власти страны агрессора используют председательство, чтобы попытаться показать, что Россия не изолирована давлением Запада.

Несмотря на стремление России направить блок в более антизападном направлении, эксперты считают, что такие члены, как Бразилия и Индия, имеющие более тесные связи с США, будут сопротивляться. По словам самих представителей России в ООН (речь идет в материале Washington Post), никто в этом блоке не хочет оказаться в том положении, в котором сейчас находится Россия, как открытый противник Запада и Соединенных Штатов.

Другие приоритеты на 2024 год включают в себя интеграцию новых членов и создание новой категории стран-партнеров БРИКС, которые, вероятно, не будут полноправными членами.

Между тем, БРИКС уже сейчас смотрит в будущее в надежде на дальнейший рост. Нынешние члены отметили, что они стремятся привлечь больше членов и стран-партнеров, чтобы получить доступ к другим региональным торговым блокам. Группа, открывающая свои двери, привлекает тех, кто надеется на поступление в БРИКС.

Следовательно, рост числа стран-участниц в БРИКС может сыграть решающую роль в росте влияния на мировой экономической арене. Однако, по словам многих экспертов, внутренние перипетии и зависимость от Запада замедляют или даже делают невозможным движение в направлении изменения глобального экономического порядка.

Автор Николай Деркач

Источник psm7.com