Согласно недавнему отчету Женевской ассоциации, страховщики могут предпринять широкий спектр управленческих действий в ответ на новые макроэкономические условия, вызвавшие возвращение инфляции, что, в свою очередь, создало возможности для рынка , сообщает allinsurance.kz .
Всплеск инфляции в конце 2021 года был вызван продолжающимися последствиями пандемии COVID-19, за которым последовал резкий рост цен на энергоносители и продукты питания в результате военного конфликта России и Украины.
Декарбонизация и необходимость огромных капиталовложений в экологически чистую энергию, а также более высокие цены на углерод; деглобализация и тенденция к перераспределению цепочки поставок и усилению протекционизма также являются более структурными силами, которые могут «закрепить» инфляцию.
Эти силы также включают демографические изменения, поскольку старение населения потребует увеличения государственных расходов на здравоохранение и уход за пожилыми людьми и может вызвать нехватку рабочей силы.
Инфляция негативно повлияла на доходы страховщиков, не связанных со страхованием жизни (P&C и здоровье), в первую очередь из-за роста расходов на будущие претензии по текущим страховым полисам, необходимости увеличения резервов убытков и, в случае стагфляции, снижения спроса.
В отчете поясняется, что влияние на доходы страховщиков жизни является более нейтральным, главным образом потому, что их продукты предлагают выплаты, которые номинально фиксированы. В то же время инфляция, как правило, подрывает ценностное предложение страхования жизни с фиксированными выплатами, оказывая давление на новый бизнес и приводя к большему количеству упущений.
Падение фондовых рынков, рост процентных ставок и расширение кредитных спредов отрицательно сказываются на балансах страховщиков из-за убытков от переоценки по рыночной стоимости. С другой стороны, отмечают аналитики, более высокие процентные ставки благоприятно влияют на чистую приведенную стоимость будущих обязательств.
Чтобы управлять этой новой макроэкономической средой, страховщики могут предпринять ряд действий. С точки зрения дизайна продукта, поскольку клиенты, как правило, страдают от снижения реальных доходов, страховщики могут предлагать более доступные и недорогие продукты с повышенным вниманием к рискам и предотвращению убытков.
Что касается маркетинга, страховщики могли бы инвестировать в онлайн-маркетинг, чтобы противостоять инфляции заработной платы и улучшить таргетинг на клиентов.
Что касается андеррайтинга, основной ответ заключается в переоценке страховых рисков, связанных с повышенными затратами на урегулирование. Но, согласно отчету, необходимость и возможности для этого зависят от конкурентной среды на соответствующих страховых рынках.
Подходы к андеррайтингу также зависят от предположений страховщиков относительно способности центральных банков обуздать инфляцию в течение разумного периода времени, а также от степени государственной политики и регуляторных ограничений и вмешательств.
Кроме того, чтобы противостоять растущим затратам на урегулирование страховых случаев, страховщики могут еще больше ускорить автоматизацию и сквозную обработку убытков, а также расширить (или создать) сети партнеров и поставщиков, чтобы договориться о фиксированных ценах на более длительный период времени.
С точки зрения управления инвестициями страховщики могут рассмотреть облигации, привязанные к инфляции, а также «защищенные от инфляции» акции и недвижимость, говорят авторы отчета. Однако аналитики отмечают, что для страховщиков такие преимущества остаются недостижимыми в свете очень высоких требований к капиталу платежеспособности для этих классов активов.
В целом, Женевская ассоциация утверждает, что, хотя эпизоды инфляции обычно влекут за собой более низкий экономический рост или даже рецессии, что наносит ущерб спросу, ценность инфляции для клиентов и общества в целом возрастает в такие времена.
Таким образом, в будущем спрос на страхование может выиграть от шокового опыта возобновляющейся инфляции. Такие потрясения, подобные тем, которые мы наблюдали в результате COVID-19, обычно влияют на восприятие риска и повышают осведомленность о рисках.
Ассоциация заявила: «В более общем плане макроэкономические потрясения, такие как неожиданная инфляция, бросают вызов роли страховщиков в обществе, но они также открывают возможности для профессиональных поглотителей рисков и управляющих рисками».
В отчете также содержится ряд выводов и рекомендаций, которые могут помочь страховщикам, политикам и регулирующим органам воспользоваться этими возможностями.
Текущие экономические вызовы необходимы еще и для того, чтобы продемонстрировать ценность страхования во время шока. Например, во время пандемии Covid-19 страховщики жизни и здоровья доказали свою состоятельность, выполнив свои обязательства и выплатив законные требования в обычном режиме.
Это привело к всплеску спроса на такие страховые продукты. Таким образом, аналитики предполагают, что инфляционный шок предлагает аналогичные возможности для страховщиков, которые помогают клиентам оставаться устойчивыми во времена усиления финансового стресса, когда ценность защиты становится гораздо более очевидной.
В то же время страховщики должны реагировать на проблемы прибыльности и платежеспособности, связанные с инфляцией.
В случае со страховщиками, не являющимися страховщиками жизни, инфляция и последующее повышение процентных ставок оказывают неблагоприятное воздействие на прибыль и стоимость чистых активов. Следовательно, страховщикам необходимо принять меры по исправлению положения, чтобы иметь возможность обеспечить длительную и надежную защиту от рисков в долгосрочной перспективе.
Страховщикам также необходимо будет реагировать на меняющиеся потребности клиентов в свете инфляции. Меняющиеся ожидания клиентов могут привести к изменениям в дизайне продукта. Однако при повторном входе в бизнес финансовых гарантий необходима осторожность, предупреждают аналитики.
Кроме того, страховщикам, возможно, придется скорректировать режимы платежеспособности, чтобы отразить новые макроэкономические реалии, пояснили аналитики, поскольку с нормализацией процентных ставок существует явный аппетит клиентов к защите, предлагаемой финансовыми гарантиями.
По мнению Ассоциации, непомерно высокие сборы за рискованный капитал для таких гарантий, устанавливаемые в течение длительного периода снижения процентных ставок, в конечном итоге мешают страховой отрасли решить проблему разрыва пенсионных накоплений.
Источник аllinsurance.kz