За 2022 год под арестом в мире оказались 363 журналиста — это рекордное количество за все время подсчетов Комитета защиты журналистов. Президент комитета заявила, что ситуация со свободой прессы «повсюду стала хуже», а генсекретарь «Репортеров без границ» считает, что Россия и Китай хотят создать «новый мировой медиапорядок» , сообщает forbes.ru .
В 2022 году власти более чем 30 стран задержали 363 журналиста, и это рекордное количество, следует из данных Комитета защиты журналистов (CPJ). Внимание на это обратила The Wall Street Journal. «Репортеры без границ» на своем сайте приводят данные, согласно которым на сегодня в заключении находятся 546 журналистов.
Общее число заключенных под стражу сотрудников СМИ с 2015 года к 2022-му увеличилось почти вдвое, отмечает WJS. Нынешняя цифра стала рекордом за три десятилетия — все время наблюдений CPJ. Больше всего журналистов в 2022 году, по данным CPJ, арестовали в Иране (62), Китае (43), Мьянме (42) и Турции (40). В России, по подсчетам CPJ, в 2022 году под арест попали 19 журналистов, в Белоруссии — 26. Организация ежегодно включает в статистику данные по состоянию на 1 декабря и не учитывает журналистов, которые были арестованы и освобождены в течение года.
Президент CPJ Джоди Гинзберг заявила The Wall Street Journal, что «повсюду стало хуже». «Даже в странах, которые утверждают, что у них есть свободная и независимая пресса, журналисты сталкиваются с рядом угроз», — отметила она. Генсекретарь организации по защите свободы прессы «Репортеры без границ» Кристоф Делуар считает, что «мы явно находимся в решающем десятилетии для будущего журналистики». Он высказал мнение, что Россия и Китай «хотят создать новый мировой медиапорядок» и их ограничительная позиция в отношении СМИ может распространиться в других странах. По данным «Репортеров без границ», «очень серьезные» ситуации со свободой прессы отмечены в 28 странах против 21-й в 2021 году, пишет WSJ.
The Wall Street Journal считает арест ее корреспондента Эвана Гершковича в России примером увеличения числа нападок на журналистов. Лефортовский суд Москвы арестовал его до 29 мая. В отношении журналиста возбуждено дело о шпионаже «в интересах американского правительства» по статье 276 Уголовного кодекса. Максимальное наказание по ней — 20 лет лишения свободы. Гершкович не признает вину, он обжаловал свой арест, но Мосгорсуд отклонил жалобу.
Гершкович стал первым американским журналистом, задержанным в России по обвинению в шпионаже с 1986 года. По версии ФСБ, он, «действуя по заданию американской стороны, вел сбор составляющих гостайну сведений о деятельности одного из предприятий военно-промышленного комплекса России». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что Гершковича «взяли с поличным», но не уточнил, что имеет в виду. Депутат заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер сообщал, что Гершкович брал у него интервью и спрашивал о работе оборонно-промышленного комплекса Екатеринбурга и об общении парламентария с основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Bloomberg со ссылкой на источники писал, что арест Гершковича мог санкционировать президент Владимир Путин. Песков на это заявил, что это было не решение Путина, а «полная прерогатива специальных служб».
WSJ в сообщении на своем сайте заявила, что категорически отвергает обвинения ФСБ и требует немедленного освобождения своего репортера.
Автор Екатерина Хабидулина
Источник forbes.ru