23 апреля 2025 года депутаты Мажилиса Парламента РК на пленарном заседании рассмотрели в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности», сообщает uchet.kz со ссылкой на сайт Мажилиса Парламента РК.

Законопроектом предусматриваются дополнительные правовые инструменты по обеспечению охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, созданию благоприятных условий для развития данной отрасли, привлечению инвестиций и развитию креативной экономики.

Как отметил депутат Мажилиса руководитель рабочей группы Нурсултан Байтилесов, в рамках законопроекта в целях защиты прав авторов закрепляется право автора:

  • на получение вознаграждения за ретрансляцию его произведений;
  • на увеличение срока подачи возражения против регистрации обозначения в качестве товарного знака. Данное уточнение соответствует международным конвенциям (Римской конвенции).

Также группой депутатов инициированы поправки по внедрению цифровой платформы для обеспечения прозрачности и справедливого получения вознаграждения авторами. Отмечу, что права вещательных организаций регулируются в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых между вещательной организацией и пользователем (операторы кабельного, спутникового вещания и др.). Создание отдельного органа не потребуется. Это гражданские правоотношения, которые регулируются между правообладателем и пользователем. Государство в эти взаимоотношения не вмешивается.

Кроме того, в целях усиления защиты прав владельцев товарных знаков или заинтересованных лиц предлагается увеличить сроки направления возражений на обозначения, заявленные на регистрацию в качестве товарного знака до 2 месяцев. Сейчас срок подачи возражения составляет 1 месяц, в течение которого заинтересованные лица, в том числе иностранные лица, не успевают подать возражения.

Разрабатываются изменения, предусматривающие ускоренную процедуру регистрации товарных знаков по обращениям услугополучателей.

Введение ускоренной процедуры обусловлено запросами бизнеса, в первую очередь тех компаний, которые работают в условиях высокой конкуренции и стремятся оперативно выводить продукцию на рынок. Это актуально как для субъектов малого и среднего предпринимательства, так и для крупных производителей.

Предлагается ввести альтернативную ускоренную процедуру регистрации товарного знака, при которой срок рассмотрения заявки составит не более трех месяцев. В настоящее время регистрация осуществляется в среднем за семь месяцев. Таким образом, ускоренная регистрация рассматривается не как замена, а как дополнительная услуга, выбор которой остается за заявителем.

Сокращение сроков регистрации товарных знаков в целом будет оказывать положительное влияние на инвестиционную и деловую привлекательности национальной системы охраны интеллектуальной собственности.

Для обеспечения качества услуг патентных поверенных предлагается разграничение их деятельности в отношении средств индивидуализации (товарные знаки) и объектов патентования (изобретения, полезные модели). Данные предложения предусматривают аттестацию патентных поверенных и осуществление их дальнейшей деятельности в отношении тех объектов, по которым они обладают соответствующей компетенцией. Разграничение деятельности патентных поверенных даст узких, но компетентных в своем направлении специалистов.

В Патентный закон вносятся поправки относительно прекращения делопроизводства на стадии проведения формальной экспертизы. Если в ходе проведения формальной экспертизы будет установлено, что заявленное предложение относится к числу решений, не признаваемых в качестве изобретения, принимается решение об отказе в выдаче патента, о чем заявитель будет уведомляться в течение пяти рабочих дней.

Например, на практике существуют случаи, когда заявителями подаются заявки на изобретения, которые очевидным образом не могут признаваться в качестве изобретений.

Так, согласно Патентному закону, для признания изобретения необходимы три критерия:

  • изобретательский уровень;
  • мировая новизна и
  • промышленная применимость.

Однако заявителями могут подаваться заявки на научные теории, математические методы, проекты и схемы сооружений, которые однозначно не могут признаваться в качестве изобретений. Учитывая, что делопроизводство по заявке в среднем занимает 18 месяцев, а также требуется оплата для проведения экспертизы по существу, полагаем, что дальнейшее делопроизводство нецелесообразно и невыгодно для заявителя. На наш взгляд, это упростит процедуру для заявителя, поскольку ему не придется ждать срока окончания экспертизы по существу и не придется дополнительно платить деньги за ее проведение.

Источник uchet.kz