Почему начисляются налоги и пени на несуществующее или давно проданное имущество

 

О том, что же происходит в базах данных и когда «налоговики» избавятся от таких ошибок, добавляющих немало седых волос гражданам, Forbes.kz рассказал вице-министр финансов Руслан Енсебаев.

Недавно минфин сообщил о выявлении более 5 млн ошибок в базах данных госорганов, и устранено порядка 4,7 млн ошибок. Оставшиеся 300 тыс. ошибок, по вашим же данным, «могут быть исправлены только в присутствии самого налогоплательщика». Что это за ошибки?

- В прошлом году мы провели работу со всеми госорганами, сделали сверки данных из разных источников, и выявили ошибки и неточности в сведениях. Все они произошли не сегодня и не вчера, у всех этих ошибок многолетняя история. Какие-то ошибки появились при оцифровке, другие при слиянии баз данных, или еще по каким-то причинам. Какого рода неточности встречаются: где-то не указан ИИН или неверно указан, где-то видно, что сами данные не соответствуют формату, неверно указана дата регистрации, технические характеристики, и так далее. Все эти ошибки были собраны по типам, по регионам и направлены в соответствующие местные исполнительные органы и территориальные подразделения уполномоченных органов. На местах должны были поднять по каждому случаю именно оригинальные бумажные данные, сверить их, и вручную внести в систему изменения по всем случаям.

Но в некоторых случаях оказалось, что некорректно указаны данные в самих правоустанавливающих оригинальных документах. И в этих случаях уже непосредственно физическим лицам нужно прийти и написать заявление, чтобы в самих оригиналах эти изменения были внесены. После этого данные будут актуализированы и в информационных системах.

Большая часть уже была исправлена путем анализа данных в бумажных документах и корректировки самими сотрудниками. Сегодня эта работа продолжается, уже осталось меньше 100 тыс. ошибок, для исправления которых и требуется присутствие физического лица.

А люди вообще в курсе, что им нужно куда-то прийти и что-то исправить?

- Мы провели работу в рамках подготовки к всеобщему декларированию - на портале электронного правительства создана возможность просмотра предзаполненных данных формы 250 всеобщего декларирования активов и обязательств. Этот функционал запущен в тестовом виде, но он работает с реальными данными, и люди могут увидеть, какая собственность на них зарегистрирована. Если они не согласны с этими данными, они смогут их скорректировать. К сожалению, как правило, граждане проявляют активность, только когда сталкиваются с проблемой при получении какой-то услуги. Много таких ситуаций, когда люди видят в личном кабинете на портале электронного правительства, что за ними ошибочно числится какая-то недвижимость, но реагируют только, когда, к примеру, им нужна справка о том, что у них нет недвижимости.

Что делать, если обнаружились эти некорректные данные? Куда бежать?

- Бежать никуда не надо. Мы сейчас запустили, пока в тестовом режиме единый контакт-центр: на базе номера 1414 работает отдельная служба, делается автоматическая переадресация звонка, и 20 человек оказывают консультации именно по этим вопросам.

Также работают телефоны доверия в территориальных департаментах комитета государственных доходов, все эти номера опубликованы на официальном сайте комитета.

Помимо этого, в течение месяца мы на портале будем тестировать функционал предзаполнения декларации, и если человек будет видеть некорректность данных, он сможет там же, через портал направить запрос на изменение данных. Будет отдельная кнопка «отправить запрос», он подписывается электронной подписью, и это будет официальным обращением на корректировку данных. И не нужно будет ходить по госорганам. Вся эта работа будет контролироваться, и после отработки человек получит ответ, что данные скорректированы.

В конце 2018 года появилась масса сообщений граждан, которые вдруг нашли себя в списках неплательщиков налогов, преимущественно транспортного налога на автомобили, которых у них либо никогда не было, либо давно проданы. Что это - «результат устранения ошибок»?

- Ошибки, как я сказал, появились не сегодня и не вчера, они копились годами. Почему сейчас они проявились так явно? Во-первых, социальные сети создают эффект массовости. Во-вторых, есть несколько новшеств в законодательстве, которые эту проблему обострили. С 1 июля 2018 года банки не имеют права открывать счета, если у человека есть налоговая задолженность. У нас всегда было больше миллиона должников, и сумма задолженности физических лиц составляла более 20 млрд тенге. Собрать их никак не могли, поскольку применение налоговыми органами мер принудительного взыскания по отношению к физическим лицам не предусмотрено. Поэтому эта новая норма с точки зрения собираемости очень эффективная — люди сразу начали платить налоги. Но это обязательство получать информацию и оплачивать задолженность обнажило и проблему некорректности данных.

Также внедрена система налоговых приказов - если есть налоговая задолженность, которую в течение определённого времени человек не оплачивает, формируется налоговый приказ, направляется судебному исполнителю, который автоматически блокируются счета. Это тоже обострило проблему некорректности данных.

Вы сейчас говорите о должниках. А я о людях, которым были приписаны налоги и пени за их неуплату за несуществующее имущество, которого не было у этих людей. Яркий пример - те самые 300 машин.

- Да, такие факты тоже есть. И возникают они именно из-за неправильных данных. Налоговый комитет не регистрирует имущество, он начисляет налоги - исходя из той информации, которую мы получаем из баз данных госорганов. По транспорту мы получаем информацию из системы МВД, по недвижимости - из регистра недвижимости минюста, по земельным участкам - от местных исполнительных органов. И здесь есть исторические проблемы. Например, по регистрации транспорта раньше не было единых регламентов по обязательности введения отдельных данных, каждый сотрудник как хотел, так и вводил данные. Еще не так давно даже не вводили номер ИИН, эти сведения не были обязательными для ввода. Но вся информация, в том числе неверная, сохранялась в базе данных, которую мы и получаем для начисления налогов.

Если говорить о примере с 300 машинами, то там как раз и видно всё несовершенство системы. Сотрудник административной полиции просто взял и «перетащил» в базе на один номер тогда еще РНН эти 300 записей. И система позволила это сделать. Но сотрудники в налоговой не знали об этом, они просто получили данные о регистрации - и начислили налоги.

F: При этом налоговые органы с определенной периодичностью проводят так называемую актуализацию баз данных, но ошибки все равно остаются. Почему?

- Да, актуализация проводится регулярно. Но раньше она проводилась бумажно: в центре формируются расхождения, бумаги спускаются в регионы, регионы что-то локально исправляют, отчитываются об исправлении. Все это делается в ручном режиме, и тут не исключен человеческий фактор: где-то ошибся в цифре, где-то просто схалтурил. Сейчас, благодаря именно проведенной комплексной сверке данных, мы видим, что по многим фактам, которые были направлены на исправление и по отчету местных исполнительных органов и подразделений уполномоченных органов, исправлены. В действительности работа не проводилась, ошибки существуют до сих пор.

Поэтому сейчас мы создали на базе Astana Hub техническую группу, в которую вошли специалисты по работе с базами данных, разработчики информационных систем, и теперь уже они работают над тем, чтобы таких ошибок не было. Мы заново проводим актуализацию данных. Также эта группа дает конкретные рекомендации по доработке систем, чтобы в будущем таких ошибок не было. Мы планируем до июня эту работу завершить, чтобы уже в этом году при расчете налогов минимизировать ошибки.

Но успешность этого процесса зависит еще и от активности граждан — мы очень рады, когда ими выявляются ошибки, так как появляется возможность их исправить. Как только мы вычистим все базы, система сможет работать как часы. Поверьте, мы очень этого хотим.

Получается, вся эта многолетняя работа по созданию информсистем и постоянной актуализации, интеграции баз данных - просто профанация?

Нет, работа действительно была проделана огромная, причем всеми государственными органами. Например, по регистрации недвижимости сделана масштабная инвентаризация, данные актуализированы, создана система «Адресный регистр», в котором выстроены точные справочники адресов, в которые обновленная информация вносится в режиме онлайн. Но проблема в том, что у каждого госоргана были свои справочники, которыми они пользовались.

Сейчас проводится интеграция, например, МВД завершает интеграцию системы документирования населения с Адресным регистром, Комитет государственных доходов также в этом году начнет переход на новые справочники.

Доработать нормальную интеграцию данных - это одна из важных наших задач. Даже наша система минфина - «Регистр налогоплательщиков и объектов налогообложения» (РНИОН), была создана еще в начале 2000-х годов, и сегодня она не позволяет осуществлять обмен информацией в режиме онлайн. К нам информация приходила в виде выгрузок за определенный период времени, мы ее потом загружали, и есть определенный человеческий фактор в этом процессе. И время - человек может уже продать, например, машину, а налоговая эту информацию в онлайн режиме не видит. Поэтому мы ставим задачу запустить в этом году Интегрированную базу данных, которая будет интегрирована с системами госорганов в онлайн режиме, и любое изменение будет автоматически появляться и у нас.

А что с доначислениями пени? В последние месяцы у многих граждан появляются неожиданные штрафы по транспортному налогу. Суммы небольшие - в среднем до 100 тенге, но они появляются каждый месяц. При этом сам транспортный налог люди оплатили, и в базе данных это указано. Что происходит?

- Это очень большая проблема, мы о ней знаем, и работаем над ее решением. Вообще, люди не должны знать все эти реквизиты, коды органов госдоходов, сколько у кого лицевых счетов, это не нужно. У всех нас есть единый идентификатор - ИИН, мы должны по нему оплачивать, а система сама должна смотреть, где какие объекты зарегистрированы, и сама автоматически распределять эти деньги по соответствующим счетам. Это наша основная задача, мы над ней работаем.

Сейчас мы внедрили промежуточный механизм, чтобы гражданам не приходилось бегать в налоговую из-за подобных ситуаций - зачет по заявлению. Как он работает: человек в своем личном «кабинете налогоплательщика» видит все счета, их состояние, где есть переплаты, и он может написать заявление о переводе суммы переплаты в зачет задолженности по другому лицевому счету. Пока эта функция доступна в «кабинете», но в ближайшее время мы планируем ее запустить и на портале единого правительства. Кроме того, сейчас мы объединяем лицевые счета по налогу на транспорт по каждому налогоплательщику в один - по месту жительства и информационную систему доработали так, что лицевой может открыться только один (также по месту жительства).

Но наша приоритетная задача - решить вопрос кардинально. Для этого мы внедряем модуль «Электронный кошелёк налогоплательщика». В нем будет действовать единый реквизит и человек будет по нему оплачивать налоги, а система КГД сама автоматически будет распределять эти платежи. Также будет возможность отсроченной оплаты - когда деньги можно внести заранее, и они потом автоматически спишутся со счета, когда наступит налоговое обязательство. Рассматривается вопрос об отправки уведомления на e-mail, смс-уведомление о начисленных налогах. Это огромный объем работы, которую мы уже проводим, и планируем, что уже этот налоговый период, с июля 2019 года пройдет более спокойно и комфортно для граждан.