Что нужно сделать Казахстану, чтобы ускорить движение в сторону зеленой трансформации?
Простимулировать микро-, малый и средний бизнес, занимающийся зелеными проектами, призваны регистрация и выпуск зеленых купонных облигаций на Бирже МФЦА. Листинг, анонсированный в начале недели, по мнению генерального директора Центра зеленых финансов МФЦА Асель Нурахметовой, стал серьезным шагом на пути к данной цели. О том, как событие повлияло на развитие зеленых финансов в Казахстане и на каких условиях происходило размещение, глава центра рассказала в интервью корреспонденту.
Асель, какие были условия размещения зеленых купонных облигаций на Бирже МФЦА?
- Размещение купонных облигаций осуществил Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках соглашения с Программой развития ООН по снижению рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии. Общая сумма листинга составила 200 млн тенге со сроком обращения три года. Хочу подчеркнуть, что размещение – очень важное событие, потому что является первым листингом именно зеленых облигаций за всю историю Казахстана.
Какую роль в нем сыграл Центр зеленых финансов МФЦА?
- Центр зеленых финансов МФЦА оказал полное сопровождение проекту и предоставил внешний обзор для выпуска. Все привлеченные средства будут размещены в коммерческих банках и микрофинансовых организациях для кредитования предпринимателей, которые занимаются маломасштабными инвестиционными проектами возобновляемых источников энергии. Часть купонной ставки ФРП «Даму» в размере до 12% включительно будет субсидироваться Программой развития ООН. Также ПРООН окажет «Даму» техническую поддержку при отборе инвестиционных проектов. Таким образом, благодаря этому листингу новый стимул для развития получит частный бизнес, который занимается зелеными проектами.
Какие услуги Центр зеленых финансов оказывает, чем может помочь?
- Центр зеленых финансов МФЦА – это своего рода ЦОН для потенциальных эмитентов, инвесторов и в целом игроков рынка. Он помогает компаниям выпустить зеленые облигации на Бирже МФЦА. Основные задачи – консультирование по стратегическим вопросам развития зеленых финансов и продвижения МФЦА в качестве регионального хаба зеленых финансов в Центральной Азии и Восточной Европе. Также центр оказывает первую помощь потенциальным эмитентам, инвесторам и игрокам рынка по вопросу подготовки к выпуску зеленых облигаций на Бирже МФЦА. Особо хочу отметить, что центр даже покрывает расходы эмитентов, связанные с предоставлением обязательного внешнего обзора зеленых облигаций.
Существует ли в настоящий момент регуляторная база в сфере зеленых финансов в стране?
- Одним из столпов развития зеленых финансов, конечно, является формирование нормативно-правовой базы. И в этом вопросе миссию новатора взял на себя МФЦА. Еще в 2017 году в рамках совместного проекта МФЦА и Европейского банка реконструкции и развития был разработан проект Концепции развития зеленой финансовой системы в Казахстане через площадку центра. В своей юрисдикции МФЦА вправе внедрять нормы, которые отличаются от применяемых на национальном уровне, и тестировать разработанные правила на начальном этапе до их последующего применения по всей стране.
МФЦА также принял Стратегию регионального лидерства в области зеленых финансов. Разработаны схема и правила выпуска зеленых облигаций, основанные на международных стандартах, включая соответствующие инструменты их стимулирования. Сейчас мы сфокусированы на принятии правил по раскрытию информации об экологических рисках и эффектах, а также разработке более широкой линейки устойчивых финансовых инструментов.
При этом следует учитывать, что регуляторные меры преодоления барьеров к мобилизации частного капитала должны быть комплексными на общегосударственном уровне. Особенно это касается банковского сектора, который на текущем этапе недостаточно широко представлен среди участников МФЦА, а потому именно роль правительства страны, финансового регулятора и институтов развития будет по объективным причинам ключевой для стимулирования зеленого кредитования в Казахстане.
Шаги в направлении законодательной гармонизации в сфере зеленого финансирования и экономического стимулирования зеленых инвестиций предусматриваются в рамках рассматриваемого в настоящий момент проекта нового Экологического кодекса РК. Система экологического регулирования, заложенная в проекте, направлена на формирование спроса на зеленые финансы, закрепление эффективных стимулов и правильных сигналов рынку.
Каковы масштабы зеленого кредитования в Казахстане в настоящий момент? Какую роль играют банки второго уровня и финансовый регулятор в развитии зеленых финансов?
- На сегодня отечественный банковский сектор играет ограниченную роль в развитии зеленой экономики. В основном зеленые проекты реализуются в рамках банковского кредитования при условии субсидирования процентной ставки. Основные институты, которые предоставляют кредитные линии и финансирование новым проектам в тенге под достаточно невысокие проценты, – это многосторонние банки развития, такие как Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Евразийский банк развития, Азиатский банк развития, Банк развития Казахстана.
Что нужно Казахстану, чтобы ускорить движение в сторону зеленой трансформации?
- В целом механизмы финансовой поддержки должны принять институционализированный и более комплексный по охвату секторов и инструментов характер. В среднесрочной перспективе одной из задач МФЦА должно быть максимальное содействие выпуску зеленых облигаций банками. Китайские банки, к примеру, внесли значительный вклад в увеличение объема выпуска зеленых облигаций после решения правительства о создании зеленой финансовой системы и внедрения госбанком Китая правил по зеленым облигациям в 2015 году. Сейчас китайские банки представляют более 50% от общего объема выпуска зеленых облигаций банками в мире и около 40% банков-эмитентов зеленых облигаций. До внедрения этой политики в выпуске финансовых облигаций в Китае доминировали банки развития. Казахстанские банки могут играть столь же важную роль в мобилизации зеленого рынка облигаций и развитии зеленого кредитования.
В международной практике развитие зеленого банкинга начинается с добровольного, инициированного самим банковским сектором, либо обязательного внедрения управления экологическими рисками, а также разработки зеленых кредитных продуктов. Риск-менеджмент, в частности, предполагает включение банком экологических и социальных рисков в кредитный анализ во избежание или смягчение финансовых потерь, репутационного риска или ущерба окружающей среде и людям в связи с финансированием проектов.
Автор Мариям Бижикеева
Источник kapital.kz