Криптовалютный портфель американского президента не ограничивается протоколом World Liberty Financial и именным мемкоином ― значительную долю активов политик держит в биткоине. Задействует ли Трамп свой президентский статус ради того, чтобы курс достиг новых высот,сообщает forbes.ru.

Дональд Трамп выступает с речью на конференции Bitcoin 2024 в Нэшвилле (Фото Jon Cherry / Getty Images)

Фото: Jon Cherry / Getty Images

Обращая внимание на финансы Дональда Трампа, нетрудно упустить один из важнейших его активов ― биткоин. Криптовалюта не фигурирует ни в официальных налоговых декларациях президента, ни среди активов, указанных на сайте Trump Organization. Не отражен данный пункт и в других отчетных документах. Но главное не ошибиться, Трамп держит в цифровой валюте огромный объем средств, приблизительно на $870 млн, ― а этого достаточно, чтобы стать одним из крупнейших криптоинвесторов на планете.

Так сложно найти инвестиции Трампа потому, что он вложил их через бизнес по управлению Truth Social (компания называется Trump Media and Technology Group). Несмотря на то что годовая выручка организации не превышала $4 млн, в ходе торгов на бирже Nasdaq предприятие оценили в несколько миллиардов долларов, а затем оно занялось криптовалютами. В мае фирма привлекла кредитные средства и продала переоцененные акции, обеспечив бизнесу $2,3 млрд. Потом в июле компания купила биткоин на $2 млрд. Из-за продажи ценных бумаг доля Трампа снизилась с 52% до 41%. С тех пор, как в Trump Media and Technology Group сделали большую ставку, цена биткоина выросла на 6%. Таким образом, у президента остается 41% акций стоимостью примерно $2,1 млрд, а его личная доля достигает $870 млн.

Миллиардеров с большими портфелями можно сосчитать по пальцам одной руки. Если близнецы Уинклвоссы в последние годы ничего не продавали, то у них в распоряжении может быть свыше $8 млрд. Майкл Сейлор, основоположник биткоин-стратегии, которую сейчас копирует руководство Trump Media and Technology Group, благодаря 7%-ной доле в основанной им компании Strategy, владеет активами на $5 млрд и, помимо этого, имеет $2,2 млрд от других проектов. Тим Дрейпер в 2014 году выиграл торги на аукционе за коины, которые при ликвидации нелегального маркетплейса Silk Road изъяли власти США и которые сегодня стоят $3,6 млрд. Инвестор Мэттью Розак, вполне вероятно, держит более $1 млрд. Сразу за ними следует Дональд Трамп, который на своем первом президентском сроке не хотел иметь с биткоином ничего общего.

«Я не поклонник биткоина и других криптовалют. Это не деньги: их стоимость крайне волатильна и подкреплена только словами, ― писал президент в Twitter (сейчас X) в 2019 году. ― Нерегулируемые криптоактивы могут упрощать противоправную деятельность, в том числе торговлю наркотиками и другие незаконные действия».

Переход Трампа из лагеря криптоскептиков в когорту сторонников биткоина отражает и его подход к бизнесу в целом. При всем своем авантюризме и таланте к маркетингу он стал ближе знакомиться с криптосферой в первые годы после ухода из Белого дома. Поначалу Трамп продавал коллекционные карточки в виде NFT, включая те, где он предстает в образе супергероя, и без особых усилий заработал на них несколько миллионов долларов. Затем в преддверии выборов 2024-го он вместе с тремя сыновьями запустил криптопроект под названием World Liberty Financial. Казалось, инициатива осталась незамеченной, но потом Трамп одержал победу на выборах. Тогда-то криптосообщество, чрезвычайно уязвимое перед стремлением властей регулировать отрасль, закупилось фирменными токенами и, согласно расчетам Forbes USA, увеличило состояние Трампа более чем на $1 млрд. На фоне шумихи, стоявшей в Вашингтоне перед инаугурацией, избранный президент также запустил собственный мемкоин и заработал на нем еще почти миллиард сверху.

В свете второго президентского срока Трампа активы в рамках всей криптоиндустрии заметно подорожали. Так, курс биткоина со дня всеобщего голосования в ноябре к маю текущего года подскочил на 60%. В Trump Media and Technology Group объявили о планах закупать биткоин. В привлечении капитала предприятие опиралось на свои же заоблачные котировки, продав конвертируемые облигации на $1 млрд и обычные акции на $1,4 млрд. Доля заемных средств Трампа составляет примерно $400 млн и является крупнейшим в деловом портфеле кредитом, который даже больше любой его ипотеки на недвижимость.

Белый дом вытекающими из всего этого этическими последствиями не обеспокоен. «Ни сам президент, ни его семья не были и не будут замешаны в каких-либо конфликтах интересов, ― утверждает пресс-секретарь Кэролайн Ливитт, сразу же это опровергая и четко указывая на конфликт интересов. ― В рамках президентских указов, поддержки законодательных актов типа закона о стейблкоинах [GENIUS Act] и иных практических инициатив администрация исполняет обещание президента сделать Соединенные Штаты криптостолицей мира».

Инвесторы, покупавшие акции и облигации, за счет которых руководство Trump Media and Technology Group делало ставку на биткоин, очевидно, надеялись на рост в связке с громким именем Трампа, ― и тогда подобный расчет казался вполне обоснованным. В конце концов, котировки компании к тому моменту давно стремились вверх на убыточной социальной сети, поэтому вдруг они выстрелили бы снова, если задействовать один из самых растиражированных активов в мире? А чтобы уж совсем наверняка, облигации оформляются особым образом: если повышения стоимости на происходит, инвесторы могут выйти из доли с прибылью в размере 4% через полтора года.

Но любой ажиотаж со временем угасает. Несмотря на более уверенные финансовые показатели, среди которых сейчас значатся биткоин на пару миллиардов долларов и кредит на один миллиард, сегодня рыночная капитализация Trump Media and Technology Group на $1,2 млрд ниже, чем до смещения стратегии на биткоин. Если же отвлечься от криптоактивов вообще, инвесторы полагают, что изначальный медиабизнес стоит лишь 60% от того, во что он оценивался в мае.

Все это отнюдь не означает, что бизнес компании обречен, особенно с учетом того, что до окончания второго срока Трампа остается еще три года. Если курс биткоина продолжит расти ― вполне вероятно, не без поддержки союзника в Белом доме ― самые верные сторонники президента могут начать разгонять цену активов вновь, потенциально набивая карманы Трампа еще сотнями миллионов или даже миллиардами долларов.

Автор Дэн Александер

Источник forbes.ru