Начало недели стало «брутальным» для американского рынка акций. Судя по всему, среднесрочная коррекция на рынке США стартовала.

Поводом послужило усиление рисков начала полномасштабной торговой войны между Штатами и Китаем. Угроза эта важна по ряду причин из сферы экономики и финансов. Присутствуют и политические проблемы. Почему это важно для инвесторов? Давайте разберемся.

Риски торговой войны нарастают?

Вопреки ожиданиям, в прошлую пятницу Белый дом все же увеличил пошлины на $200 млрд китайского импорта с 10% до 25%. По словам министра финансов США Стивена Мнучина, было достигнуто 90% договоренностей, однако, в последние дни переговоров наблюдалось существенное отступление. Основные вопросы в рамках обсуждения – защита прав интеллектуальной собственности, незаконные с точки зрения Штатов субсидии китайским госкорпорациям, необходимость структурных реформ в КНР для урегулирования дисбалансов во внешней торговле.

Появились сообщения, что Дональд Трамп готовится к повышению тарифов на около $300 млрд «оставшегося» импорта из КНР. В ответ Китай намерен обложить повышенными пошлинами $60 млрд продукции из Штатов, решение вступит в силу 1 июня. КНР может приостановить закупки сельхоз. продукции из США и сократить заказы самолетов Boeing.

Позже ситуация немного улучшилась. Дональд Трамп заявил, что в ближайшие 3-4 недели станет понятно, были ли успешны торговые переговоры. Согласно заявлению Трампа, решение о введении дополнительных тарифов пока не принято. Американский президент, подчеркнув дружеские отношения с Си Цзиньпином, заявив, что сделка будет достигнута в подходящее время. Министр финансов США Стивен Мнучин сообщил в среду, что намерен отправиться в Пекин для продолжения переговоров в ближайшее время. Лидеры двух стран могут встретиться в июне, в ходе саммита G20. 

В четверг риски вновь усилились. Министерство торговли США заявило, что может внести китайского производителя телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies в список предприятий, деятельность которой противоречит национальным интересам Штатов. Если угроза материализуется, то американские компании должны будут получать специальные лицензии для поставки Huawei технологий и комплектующих, необходимых компании для производства оборудования.

Возможность для достижения компромисса все же остается. КНР вряд ли готова к эскалации конфликта. Масштабы внешней торговли двух стран весьма различаются, а значит возможностей для принятия адекватных встречных мер не так много. В 2018 г. США импортировали $540 млрд товаров из Китая, а экспортировали туда лишь $120 млрд. Китайская экономика гораздо сильнее зависит от ситуации в США и еврозоне, нежели наоборот. На схеме показана взаимная зависимость ВВП трех регионов, их реакция на 1% снижение ВВП одной из сторон. Так что Штаты более важны для Китая, чем Китай для Штатов.

 

Одновременно топ-менеджмент многих крупнейших корпораций недоволен внешнеторговой политикой Трампа. Рост политической напряженности и возможные негативные последствия для американской экономики могут заставить президента США пойти на компромисс. Проблема в том, что налицо «палка о двух концах». Полномасштабная торговая война – явный негатив. С другой стороны, Белый дом может ужесточить требования в рамках соглашения, что ударит по китайской экономике.

Возможные последствия для экономики

Угроза торговых войн столь сильно влияет на рынки, так как от внешней торговли зависит ситуация в мировой экономике. Протекционизм ударил по глобальной торговле. Согласно оценкам МВФ, совокупный мировой экспорт находится на минимуме с посткризисного 2009 г. На аналогичных минимумах находятся совокупный экспорт в развитые экономики и развивающиеся страны.

Аналитики Bloomberg Economics подсчитали, что между США и Китаем сконцентрирован 1% глобальной активности мировой торговли товарами и услугами. Около 4% продукции, произведенной в КНР, экспортируется в Штаты. В случае удара по китайской промышленности пострадает ряд связанных с ней азиатских стран, включая Тайвань и Южную Корею. США в плане экспорта менее зависимы от Китая, однако, 5,1% сельхоз. продукции и 3,3% промышленных товаров из Штатов отправляются в КНР.

Экономика Китая и так находится в процессе трансформации с переориентацией на внутренний спрос и развитие потребительского сегмента. Гипер рост сменился замедлением последних лет. Риски торговых войн, наблюдающиеся с весны прошлого года, лишь ухудшили ситуацию, ударив по бизнес-климату страны. Апрельские данные подтвердили картину. Рост промпроизводства Китая значительно замедлился и составил 5,4%, против 8,5% в марте. Замедление темпов наблюдается как в добыче, так и в обрабатывающем секторе. Относительно слабые данные вышли также и по объему розничных продаж. Показатель вырос на 7,2% г/г против 8,7% в марте. Это минимальные темпы роста за 16 лет.

Источник: zerohedge.com

Ослабление китайской экономики и возросший протекционизм ударили по еврозоне, прежде всего Германии, ориентированной на экспорт. Страна чудом избежала рецессии в IV квартале. Еврокомиссия оценивает прирост ВВП страны в 2019 г. в 0,5%.  Америка пока сильна, однако присутствуют риски замедления экономики. Согласно прогнозу гибкого сервиса GDPNow от ФРБ Атланты, во II квартале ВВП США прибавит лишь 1,1% после +3,2% в начале года (кв/кв). Штаты вошли в позднюю стадию экономического цикла, на что указывает инвертированная на среднем отрезке «кривая доходности» Treasuries. Торговые войны могут укорить наступление рецессии.

МВФ предполагает, что если все взаимные импортные тарифы между двумя странами будут увеличены до 25%, то американская экономика потеряет 0,3-0,6%, а китайская – 0,5-1,5%.

История увеличения импортных тарифов

 

В этом году Китай ответил на замедление экономики комплексом мер фискального и монетарного стимулирования, включая снижение налогов, уменьшение норм банковского резервирования и вливание ликвидности. Однако избыточное стимулирование несет в себе риски, связанные в избыточной закредитованностью финансовой системы страны. Мировые ЦБ также держат руку на пульсе, смягчив риторику, хотя в области внешней торговли одними монетарными мерами проблемы не решить, тут скорее может быть психологический эффект. 

Что это значит для инвесторов

Рынок акций. Крупнейшие корпорации США очень зависят от Китая. Это важный рынок сбыта. В 2018 г. 19,6% выручки Apple пришлось на КНР, Starbucks – 20,2%, в случае Boeing – 12,8%. Производственные цепочки многих технологичных компаний завязаны на Китай. Под особым ударом могут оказаться чипмейкеры. К примеру, более 50% выручки Micron Technology и Qualcomm за прошлый год пришлись на китайский рынок.

Топ-10 компаний S&P 500 по продажам в Китае

Источник: marketwatch.com (данные FactSet)

В исследовательской организации FactSet отмечают, что есть существенная дифференциация по результатам компаний, получающих свои доходы в США и на глобальном рынке. Предприятия, выручка которых более чем на 50% приходится на США, увеличили прибыль в I квартале на 6,2%. В то же время глобально ориентированные корпорации рапортовали о снижении прибыли на 12,8%. В целом, снижение консолидированной EPS S&P 500 оценивается в 0,5%.

 

Добавим к этому риски для мировой экономики, имеем повод для коррекции на американском рынке акций. В рамках среднесрочного прогноза в качестве первой цели на снижение была обозначена отметка в 2700 пунктов по S&P 500. При закреплении индекса ниже этого уровня вполне вероятным станет тестирование долгосрочной трендовой линии – зоны 2550-2450 пунктов. Заключение торговой сделки или снижение ставок ФРС способно удержать рынок от глубокого падения, однако, среднесрочная просадка в ближайшие месяцы выглядит вполне логичной.

Облигации. Доходности Treasuries заметно просели. Если в ноябре прошлого года по 10-леткам речь шла о 3,25%, то сейчас наблюдается 2,4%. Рынок закладывает снижение ключевой ставки уже в этом году. Подобный расклад в целом позитивен для американского рынка акций. Однако ходят слухи, что в случае эскалации торгового конфликта Китай может начать сбрасывать Treasuries из своего портфеля, который является крупнейшим в мире и составляет $1,1 трлн. Это приведет к падению цен на госбонды США, а значит росту их доходностей, а также доходностей на всем рынке облигаций. Пока подобный сценарий кажется маловероятным, ведь из-за этого пострадает нераспроданная часть китайского портфеля. В марте КНР подала $10 млрд Treasuries из портфеля, объем оставшихся инвестиций находится на минимуме с мая 2017 г.

Источник: zerohedge.com

Валютный рынок. Формально торговые войны негативны для доллара. Однако «американца» поддерживает пока достаточно сильная в сравнении с другими странами экономика США. С осени индекс доллара (DXY) торгуется в рамках боковика. При этом в последние дни доллар заметно подрос против юаня. Эскалация торговых войн способна привести к росту американской валюты в качестве средства выхода из рисков, ударить по валютам развивающихся стран. В перспективе на исключаю спуска eur/usd в район $1,09.

График DXY с 2017 года, таймфрейм дневной

 

Подводя итоги, риски торговых войн на повестке дня и давят на фондовые активы. Однако возможность для компромисса остается. В среднесрочном периоде возможна более глубокая просадка по американскому рынку акций. При этом если страны придут к соглашению, а ФРС даст понять, что готова к снижению процентных ставок, это может удержать рынок акций от чрезмерного обвала. 

 

Источник: bcs-express.ru