Пять месяцев назад в Казахстане был введён «налог на бедность» - единый совокупный платёж. Каковы первые результаты новшества, выяснял Forbes.kz

 

Фото: pixabay.com


Предлагая единый совокупный платёж (ЕСП), в Министерстве труда надеялись «ввести в экономический оборот» тех работников, которые не платят никаких налогов и не могут рассчитывать на полноценную социальную защиту от государства. Идея была в том, чтобы люди, оказывающие услуги людям и никак не оформляющие трудовые отношения, получили бы а) возможность платить подоходный налог и б) право на медицинскую помощь, пенсионное обеспечение и социальное страхование. Все перечисленные блага доступны с 1 января 2019 всего за 1 МРП для горожан (2525 тенге) и половину МРП для сельчан (1262,5 тенге).

Сумма единого совокупного платежа распределяется НАО ГК «Правительство для граждан» в следующей пропорции:

  • 10% – индивидуальный подоходный налог;
  • 20% – социальные отчисления;
  • 30% – обязательные пенсионный взносы;
  • 40% – отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС).

Сколько же самозанятых воспользовалось предоставленной возможностью? По данным, предоставленным пресс-службой НАО «Правительство для граждан», за пять месяцев текущего года произведено 161 356 платежей на сумму 301,8 млн тенге (по состоянию на 5 июня). Количество денежных переводов росло от месяца к месяцу: в январе ЕСП заплатили 4,3 тыс. граждан, за февраль проведено 17,9 тыс. транзакций, в марте – 23 860, в апреле 47 921. В мае число плательщиков достигло почти 60 тыс. (59 292). Всего за пять месяцев произведено 153 372 платежа на сумму 284 980 337,5 тенге.

Однако, судя по всему, Минтруда рассчитывало, что плательщиками ЕСП станут по меньшей мере полмиллиона казахстанцев.

- ЕСП будут охвачены физические лица, оказывающие услуги исключительно физическим лицам и реализующие излишки от личного подсобного физическим лицам.В результате введения ЕСП предусматривается формализация деятельности 500 тыс. человек из числа неформально занятых, а также ожидается переток 65,4 тыс. плательщиков из действующих налоговых режимов на основе патента и упрощённой декларации, - говорила тогдашний министр труда и соцзащиты Мадина Абылкасымова на пленарном заседании в парламенте в ноябре 2018.

Вообще, по данным на конец прошлого года, из 8,6 млн работающих казахстанцев 2,1 млн человек относились к самозанятым (то есть не наёмным работникам). При этом 1,4 млн человек считались неформально занятыми, в том числе наёмные работники, работавшие без оформления трудовых договоров, составляли около 800 тыс. человек, и самостоятельно занятые – 588 тыс. человек.

Если допустить, что в данный момент плательщиками ЕСП являются 60 тыс. человек, то получится, что на призыв государства выйти из тени откликнулось около 10% тех, к кому он был обращён. Почему так мало?

«У меня просроченные кредиты, все счета заблокированы, и я не могу платить, хотя собиралась», - ответила на вопрос знакомая автора материала, оказывающая на дому услуги парикмахера. При этом для совершения платежа не нужно ничего, кроме удостоверения личности. Платёж можно произвести в любом отделении любого банка, просто сказав кассиру три буквы «ЕСП». Реквизиты платежа, если паче чаяния кассир не будет их знать, можно легко найти на разных сайтах.

Второй респондент, мужчина предпенсионного возраста, просто не знал о появлении такой возможности, хотя он тоже полностью подходит под все требования: помогает соседям с ремонтом и огородными работами, зарабатывает намного меньше установленного предела в 2 млн 976 тыс. тенге в год (1175 МРП, 247,2 тыс. тенге в месяц).

Более подробно на вопрос, почему самозанятые не хотят платить ЕСП, ответил экономический обозреватель Сергей Домнин. Для начала он определился с терминами.

- ЕСП - не для самозанятых, а для неформально занятых. Чем они отличаются? Самозанятыми у нас считаются все, кто не является наёмным работником и безработным. Если вы продаёте что-либо в магазине и это ваш магазин, вы самозанятый. Или если у вас 100% акций крупной компании, вы тоже самозанятый. А ЕСП предназначен для тех, кто неформально занят – кто не платит налоги и сборы. Это способ для «улавливания» «мелкой рыбёшки» - поэтому там и установлены ограничения по доходу, - объяснил он.

По мнению Сергея Домнина, многие из них принципиально не хотят иметь отношения с государством. Заработок у них нестабильный, и в какой-то месяц есть возможность заплатить эти 2,5 тысячи, в какой-то – нет. Кроме того, большое количество из этих людей живут в сельской местности, где нет отделений банка, скоростного интернета, да и денег особо нет – часто за работу расплачиваются не деньгами, а чем-то «вещественным».

- Ментальность у нас такова, что мы не хотим платить за что-то, пока не понимаем, зачем нам это надо, - считает эксперт. - В данном случае государство создало положительный стимул – платите небольшую сумму, чтобы войти в систему. С другой стороны, нет отрицательных стимулов – чтобы жизнь этого человека ухудшилась, если он не будет принимать участие в системе. Со следующего года возникнут негативные стимулы, например, человек обратится в больницу, а ему скажут – откачать тебя можем, а лечить дальше не будем, потому что ты не участник системы медстрахования. Тогда уже люди задумаются. В наших условиях нужны очень жёсткие негативные стимулы, чтобы все и сразу чем-то начали заниматься или чем-то бросили заниматься.