И почему сейчас структуру экономики пора менять, пишет 365info.
Попытки реструктурировать экономику продолжаются уже почти двадцать лет, пишет доктор экономических наук, главный научный сотрудник КИСИ Вячеслав Додонов в работе «Нефтяной фактор структурных изменений в промышленности Казахстана».
Однако в среднесрочной перспективе определяющим фактором останутся нефтяные цены. И это надо учитывать при разработке госпрограмм.
Полную версию работы можно прочитать на сайте КИСИ.
Как менялась структура производства
Автор отметил, что горнодобывающая промышленность планомерно и поступательно усиливала позиции в структуре промышленного производства в течение длительного времени. Это привело к закономерному результату — сегодняшнему доминированию.
Тому способствовали два фактора:
- интенсивное увеличение физических объемов извлекаемой нефти в период 1998-2010 годов,
- резкий рост мировых цен на нефть в этот же период
Это отмечали как отечественные, так и международные наблюдатели. Эксперты Всемирного банка в докладе осенью 2017 года писали, что «нефтяной сектор остается основным драйвером экономического роста».
— Корректная оценка влияния фактора нефтяных цен на структуру промышленного производства требуется
в процессе выстраивания и оценки результатов промышленной политики и конкретных программ индустриализации
Поскольку как положительные, так и отрицательные их результаты зачастую связаны не столько с эффективностью применяемых мер, сколько с изменениями ценовой конъюнктуры рынка нефти,— подчеркнул Додонов.
В целом структура промышленного производства Казахстана в течение 1991-2010 годов существенно изменилась. Ранее доминирующим видом деятельности была обрабатывающая промышленность, на которую приходилось более 80% продукции. К 2011 году ее доля достигла минимума в 30%.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5% в 2000 году до 10,1% в 2015. Эти тенденции усиливали сырьевую ориентацию казахстанской экономики, повышали ее зависимость от неустойчивой конъюнктуры мировых товарных рынков и уязвимость перед финансовыми кризисами.
Переломить ситуацию не удалось
Правительство неоднократно пыталось сломать эти тенденции. Для этого разрабатывались различные программные документы. Первым таким стала Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы.
— Уже к середине периода реализации Стратегии стало ясно, что ее цели не могут быть достигнуты.
В 2009 году доля обрабатывающей промышленности в ВВП опустилась ниже 11%
Был принят новый документ, направленный на преодоление снижения роли передовых отраслей в промышленности и экономике в целом, — отмечает автор.
Речь идет о Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГП ФИИР) на 2010-2014 годы. Здесь в качестве одного из ключевых целевых индикаторов обозначалась
доля обрабатывающей промышленности в ВВП на уровне в 12,5%
Но этот показатель не был достигнул.
— В следующей аналогичной программе, на 2015-2019 годы, этот индикатор вообще не фигурировал среди целей. Таким образом,
ни одна из профильных программ, которые осуществлялись с 2003 года, не привела к росту роли обрабатывающей промышленности в экономике
и не позволила достигнуть запланированных индикаторов, несмотря на их достаточно скромные уровни, — пишет автор.
Факторы были объективными
Однако экономист подчеркнул, что негативные результаты все-таки были обусловлены преимущественно объективными факторами. Основным из них стало значительное увеличение объемов добычи нефти после 1999 года.
— Быстрый рост нефтедобычи в 1998-2010 гг., в течение которого она увеличилась с 25,9 до 79,7 млн тонн, привел к смене позиций ведущих промышленных видов деятельности.
Если до 2004 года основным видом по удельному весу в ВВП была обрабатывающая промышленность, то с 2004 года в этом качестве ее сменила горнодобывающая промышленность. Ее доля в ВВП росла по траектории, идентичной объему нефтедобычи, и достигла пика в 19,5% в 2010 году, — отметил Додонов.
В среднем горнодобывающая промышленность росла почти на 10% ежегодно в течение 12 лет подряд.
Одновременно на мировом рынке беспрецедентно росли цены на нефть. С 1998 по 2010 гг. — в 6,3 раза.
— Объем произведенной продукции горнодобывающей промышленности в действующих ценах в 2010 году превысил аналогичный показатель 1998 года в 38 раз и достиг 7,4 млрд тенге.
В обрабатывающей промышленности аналогичный показатель за этот период увеличился только в 8,7 раза. Объем продукции в 2010 году составил 3,8 млрд тенге – почти вдвое меньше, чем в добывающей промышленности. Учитывая, что в 1998 году обрабатывающие отрасли произвели продукции в 2,5 раза больше, чем добывающие, — считает Додонов.
За ростом следует падение
В 2011 году был пик нефтяных цен, которые превысили 111 долларов. С 2013 года среднегодовая цена начала снижаться. Одновременно начался рост доли обрабатывающей промышленности. А в горнодобывающей в 2014-16 годах наметился спад производства.
— Это привело к формальному улучшению структуры промышленного производства в пользу обрабатывающей промышленности (средние темпы роста которой в этот же период составили 3%) и росту ее доли в ВВП. Таким образом, позитивные сдвиги последних лет в части роста доли обрабатывающей промышленности были обусловлены не столько ее прогрессом, сколько проблемами добывающей промышленности из-за снижения нефтяных цен,— отметил автор.
При этом роль ценового фактора в изменении структуры промышленного производства менялась по мере изменения объемов добычи. После их стабилизации в течение последнего десятилетия ключевым стал ценовой фактор.
— Помимо изменения удельного веса горно-добывающей и обрабатывающей промышленности, нефтяные цены влияют и на внутреннюю структуру этих видов деятельности
В первую очередь это относится к структуре горнодобывающей промышленности, в которой доминирующую позицию занимает добыча сырой нефти и природного газа. На протяжении большей части последних двух десятилетий доля нефтедобычи в горнодобывающей промышленности превышала 80%, тогда как доля других отраслей редко достигала 10%, — отметил автор.
Вторая по удельному весу отрасль добывающей промышленности — добыча металлических руд. Ее доля с 2000 по 2015 год колебалась в интервале 6,5 – 9,8%. Третья – технические услуги (с долей в интервале 4,1 – 7,1%).
После обвала нефтяных цен в 2015 году доля нефтедобычи сократилась и в структуре горнодобывающей промышленности, и в структуре промышленности в целом.
Автор Роман Иванов
Источник 365info.kz