В 2019 году президент давал кабмину совершенно другие поручения, которые на 90% проигнорированы. Вместо них предложены антисоциальные меры.
Кто и сколько может забрать из пенсионного фонда?
1 сентября 2020 года во время своего очередного послания народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям.
Спустя два дня министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов заверил, что до конца 2020 года все необходимые поправки в законодательство будут приняты. То есть с начала 2021 года казахстанцы, накопившие сверх порога достаточности, смогут воспользоваться пенсионными деньгами.
«По предварительным расчетам, например, для граждан в возрасте 30 лет «порог достаточности» составит 2 млн 518 тысяч тенге. Сверх этой суммы они могут изъять по выбору на вышеуказанные нужды. Для
- 35 лет – 2 млн 961 тыс.;
- 40 лет – 3 млн 437 тыс.;
- 45 лет – 3 млн 947 тыс.;
- 50 лет – 4 млн 495 тыс.;
- 55 лет – 5 млн 084 тыс.;
- 59 и более лет – 5 млн 586 тыс.
Достижение данных «пороговых» сумм вполне доступно для постоянно работающих граждан, имеющих доход на уровне среднемесячной заработной платы по стране», – пояснил министр.
Под эти предварительные расчеты минтруда подпадают 721 тыс. граждан.
Какие социальные и экономические последствия будут иметь нововведения, рассказал экономист Петр Своик.
Хотели как лучше
Петр Владимирович, первоначальные расчеты досрочного снятия касались 1% вкладчиков, потому что суммы достаточности были больше. Теперь это уже почти 10% вкладчиков. Как вам это новшество?
— Начну с того, что я принципиально не согласен с принятым на днях решением.
В 2019 году президент дал три поручения правительству и парламенту на счет пенсионной системы. Во-первых, радикально пересмотреть ее эффективность. Во-вторых, проработать вопрос объединения трех госфондов — пенсионного, социального и медико-страхового. В-третьих, проработать вопрос наделения вкладчиков правом использовать часть своих пенсионных накоплений.
Первый вопрос, как и второй, правительство вообще проигнорировало. А третий сделало, я бы сказал, провокационным
Президент же не говорил разрешить какой-то части вкладчиков что-то использовать. Он сказал — вкладчикам, то есть всем. А правительство распространило это право на некое ограниченное количество участников накопительной пенсионной системы. То есть третье поручение президента тоже сорвано.
Он живет не на небе, а на земле, и вынужден ориентироваться на то, что может или не может правительство. Поэтому 1 сентября президент вслух выразил не свою собственную позицию годичной давности, а правительства.
Дали тем, кому не нужно
А почему вы принципиально против?
— Я против, потому что у меня есть свое предложение, которое однажды обсуждала правительственная группа. Я предлагал дать право досрочного использования пенсионных накоплений всем вкладчикам без исключения. А для того, чтобы это право поддерживалось и чтобы деньги не кончались, какую-то часть траншей из Нацфонда распределять через накопительные счета вкладчиков. Я предлагал половину, все равно эти транши идут на разные социальные дела.
Так пусть они идут на те же образование, здравоохранение, сельское хозяйство и так далее, но через накопительные счета
Также я предлагал распространить это право не только на жилье и образование, но и на более острые нужды сегодняшнего дня. Жилье и образование — это фундаментальные нужды, у человека они возникают 1-2 раза в жизни. Но каждый день надо питаться, оплачивать коммунальные услуги, покупать лекарства и прочее. Поэтому в моем понимании перечень расходования собственных накоплений должен быть широким. Пусть это будут и жилье, и образование, и лечение, и оплата коммунальных услуг, и покупка продовольствия у местных производителей. То есть через накопительную систему и платежеспособность наших граждан мы поддержим направления производства, требующие развития. Вот таким было мое комплексное предложение.
Изъятие — для богатых?
А вместо этого дали кусочек, — продолжает Своик. — Распространили это право только на часть вкладчиков. Причем на меньшую, которая самая богатая.
Чем состоятельней человек и чем надежнее он решил свои жилищные проблемы, тем больше у него возможностей тратить деньги на жилье, которое ему вряд ли нужно. Вот такая странность. А чем больше проблем у человека, тем меньше он может потратить. Большая часть вкладчиков вообще ничего не сможет потратить, потому что не дотянулась до суммы достаточности.
Причем вначале правительственная группа, которая рассматривала это новшество, хотела дать право на досрочное изъятие только 1% вкладчиков. Теперь их стало больше — почти 10%. И эта натяжка, между прочим, еще хуже, она провокационнее. Потому что если бы досрочно сняли пенсии 1% граждан, этого бы никто не заметил. К тому же эти люди достаточно богаты, чтобы забирать пенсию заранее, у них и без этого денег хватает. А когда за пенсиями потянется каждый десятый, это значит, что любой человек в кругу своих знакомых обязательно найдет такого «счастливчика». Какой будет реакция людей, предвидеть сложно.
Получается, что в нашем социальном государстве правительство предпринимает абсолютно антисоциальные, до провокационного значения, решения. И заставляет под этим решением подписаться президента.
Несостоятельность пенсионной системы
Как поток денег из ЕНПФ отразится на ценах на жилье и медуслуги?
— Цены на жилье это, по всей видимости, не поднимет, потому что в Казахстане жилье товар не социальный, а спекулятивный. Жилье у нас способ вкладывать деньги, а не решать жилищные проблемы. На рынке цены задраны в несколько раз против того, что было бы гражданам по карману. В этом смысле платежеспособный спрос давно и очень сильно отстает от предложения.
И относительно небольшие деньги, которые придут на рынок через пенсионную систему, с точки зрения цен никак на него не повлияют. Расти им дальше некуда.
Что касается расценок на лечение, думаю, картина примерно та же. Все переведено в коммерцию. Даже пандемия коронавируса особо ничего не изменила. Цены на медуслуги и так уже сильно задраны по сравнению с реальной платежеспособностью казахстанцев.
К каким социальным и экономическим последствиям приведет это решение?
— Никаких последствий не будет.
Накопительная часть пенсионного обеспечения в Казахстане несет меньше 9% пенсионной нагрузки, а 91% с лишним этой пенсионной нагрузки несет бюджет. ЕНПФ вообще ни при делах, он где-то сбоку, там свой увлекательный мир. Там накоплено уже 12 трлн тенге. Люди не могут до них дотянуться, экономике они тоже не достаются. Так называемый инвестиционный доход делается за счет бюджета, куда вкладывают активы ЕНПФ и вытаскивают вместе с инвестиционными процентами.
На самом деле это бессовестное паразитирование на бюджете. Вот что такое этот инвестиционный доход. Сама пенсионная накопительная система надежно и заслуженно доказала свою несостоятельность. И то, что в ней добровольных вкладов сотые доли процента, лишнее тому доказательство.
В рамках этой несостоятельности президент, задав очень правильный посыл тремя своими прошлогодними поручениями, от своего имени вынужденно уже в этом году огласил провокационное квазирешение правительства. Все потому что за год оно не постаралось реализовать поручения главы государства в оригинальном виде.
Автор Александра Алёхова
Источник 365info.kz