Год назад, 3 февраля 2022 года, главой Нацбанка стал Галымжан Пирматов , сообщает informburo.kz.
Недавно журналисты задали Галымжану Пирматову вопрос, как он оценивает результаты своей работы за год. Глава Нацбанка ответил, что его команде приходилось заниматься достаточно непростыми краткосрочными вызовами, и 2023 год, скорее всего, тоже будет не из лёгких.
Главный банк нашей страны ставит перед собой задачу снизить инфляцию в этом году до 13-11%, когда сейчас она составляет 20,3%.
О проделанной Нацбанком и лично Галымжаном Пирматовым работе за этот год – в нашем материале.
Немного о биографии
50-летний Галымжан Пирматов – уроженец Чимкентской области. В 1993 году он с отличием окончил Новосибирский государственный университет по специальности "Математика", а затем поступил на магистратуру в Казахстанский институт менеджмента экономики и прогнозирования.
В начале 2000-х Пирматов получил образование по программе MBA в Уиламеттском университете в США, а в 2015 – во французской бизнес-школе INSEAD по программе совершенствования лидерства.
После получения степени бакалавра и до 2005 года Галымжан Пирматов работал на руководящих должностях в различных казахстанских и зарубежных компаниях: "Алтын-Тас", "Минарет групп секьюритиз", AIG Silk Road Capital Management, "AES КиевОблЭнерго", "AES Украина", Almaty Power Consolidated.
В 2005 году он пришёл в Народный банк и начал работать директором департамента инвестиционного банкинга. В 2007 году стал вице-министром экономики и бюджетного планирования. Затем ненадолго задержался на должности председателя правления банка БТА.
В 2009 году был назначен вице-президентом по экономике и финансам "Казатомпрома". Там он проработает два года, а потом пересядет в кресло президента компании Cameco Kazakhstan, производящий уран.
В 2015 году Пирматов на два года станет зампредседателя Нацбанка, но затем снова вернётся в "Казатомпром", уже председателем правления. А в начале 2022 года, после январских событий, Пирматов сменил Ерболата Досаева в должности председателя Нацбанка.
Как Нацбанк пытался обуздать инфляцию
В декабре 2022 года годовая инфляция в Казахстане достигла 20,3%, хотя ещё в июне Нацбанк прогнозировал её на уровне 13-15%, а в октябре – на уровне 16-18%.
Продовольственная инфляция составила 25,3%, непродовольственная – 19,4%, а рост цен на платные услуги – 14,1%. Самые высокие показатели наблюдались в Мангистауской области, Астане, Акмолинской, Улытауской и Карагандинской областях.
Рост цен оказался шокирующим для страны, ведь ещё годом ранее, в 2021 году, инфляция хоть и вышла за пределы определённого Нацбанком коридора (4-6%), но всё-таки выглядела не так страшно – 8,4%.
"Из-за роста геополитической напряжённости усугубились нарушения цепочек поставок, которые усиливают инфляционное давление в мире. Инфляция во многих странах находится на высоких уровнях, достигая своих максимумов за несколько десятилетий. Инфляция в США достигла одного из самых высоких уровней за 40 лет – 8,2%. В Великобритании и еврозоне инфляция перешла в двузначную зону – 10,1% и 10,7%, соответственно", – объяснял Галымжан Пирматов на пленарном заседании сената в ноябре.
По прогнозам Нацбанка, инфляция выйдет на пик в первом квартале 2023 года, а затем наступит снижение до 11-13%. Чтобы этого достичь, Нацбанк в течение прошлого года поэтапно увеличивал базовую ставку.
В теории это должно помочь: чем выше базовая ставка, тем выше проценты по кредитам, то есть деньги становятся менее доступными, люди выбирают сберегать, а не тратить, и цены снижаются.
"Наша основная задача сейчас – добиться устойчивой снижающейся траектории инфляции и закрепить её. В этой связи основные риски и факторы, подталкивающие инфляцию вверх, всё ещё требуют поддержания базовой ставки на текущих значениях в течение продолжительного периода времени", – пояснил в январе Галымжан Пирматов.
В феврале прошлого года базовая ставка была 13,5%, затем она увеличилась в конце апреля до 14%. С июля по октябрь её сохраняли на уровне 14,5%, а в конце октября решили поднять до 16%. Следующее повышение было в начале декабря – 16,75%. Тогда в Нацбанке заявили, что больше не собираются ужесточать денежно-кредитную политику, если не будет новых проинфляционных шоков.
"Есть те, кто говорит, что ставка слишком низкая, есть те, кто говорит, что она слишком высокая. Но мне нравится, что в профессиональной среде идёт достаточно информированная дискуссия, и мы это поддерживаем. Ужесточая денежно-кредитные условия, мы больше смотрим вперёд, чтобы текущие высокие инфляционные ожидания не ускорялись", – отметил глава Нацбанк на Конгрессе финансистов в ноябре.
Некоторые экономисты считают, что повышение базовой ставки никак не влияет на инфляцию, при этом мешает развитию экономики: большинство ввозимых в Казахстан товаров поступает к нам из России, а курс тенге к доллару в течение нескольких месяцев снижался, что негативно отражалось на ценах.
В Нацбанке согласны, что инфляция растёт за счёт ускорения инфляционных ожиданий и продолжающегося переноса внешней инфляции, в том числе в результате сохраняющегося крепкого курса рубля.
Но эксперты главного банка страны уверены, что другого выхода нет, потому что низкая базовая ставка будет ещё опаснее для экономики Казахстана: высокая инфляция при высоком спросе вызывает необходимость индексации зарплат, а это подстёгивает инфляцию – такой вот порочный круг.
Давление на тенге
К слову, повышают базовую ставку не только в Казахстане. ФРС США в середине декабря в седьмой раз повысил базовую ставку – до 4,5%, а Европейский центральный банк – в четвёртый раз до 2,5%.
"Рост инфляционного давления вызвал быстрое и синхронное ужесточение денежно-кредитных условий центральных банков в мире. Агрессивное повышение ставки ФРС США привело к укреплению доллара США до максимума за последние 20 лет, оказывая давление на валюты развивающихся стран", – отметил в декабре Галымжан Пирматов.
В конце января 2022 года доллар стоил в обменниках 436 тенге, в марте – 512 тенге, а сейчас – 460 тенге.
В Нацбанке считают, что им удалось улучшить сбалансированность валютного рынка благодаря расширению рыночных принципов валютной торговли (спрос и предложение на рынке определяются самими участниками).
"Поддержку тенге также оказывали продажи валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора, которые составили $4,8 млрд, продажи валюты для обеспечения трансфертов из Национального фонда – в размере $3,9 млрд, валютные интервенции НБРК (в феврале и в марте) – в объёме $1,4 млрд", – объяснил Пирматов.
Выплаты по вкладам
Ещё один способ снизить инфляцию, по мнению Галымжана Пирматова, – повышать доверие населения к тенговым активам, чтобы они сменили модель поведения с потребительской на сберегательную.
Для этого Нацбанк начал реализовывать в 2022 году программу защиты тенговых вкладов. Гражданам начисляют премию в размере 10% от суммы их депозита сверх выплачиваемой банком процентной ставки.
Читайте также: Казахстанцы подали заявки на выплату компенсации по депозитам на 304,4 млрд тенге
Также в начале года Нацбанк увеличил размер гарантийного возмещения по сберегательным вкладам в тенге с 15 млн до 20 млн тенге.
"Принятые меры позволили не допустить сокращения тенговых депозитов населения, стабилизировать базу фондирования БВУ, снизить долларизацию депозитов с 38,4% в феврале до 35,3% в октябре 2022 года", — доложил в декабре в ходе расширенного заседания правительства Пирматов.
Активы под управлением Нацбанка
В Нацбанке отметили, что золотовалютные резервы за 2022 год снизились на $467 млн из-за снижения цен на золото, выплаты государственного долга, а также проведения валютных интервенций в первом квартале прошлого года.
Тем временем активы Нацфонда увеличились в 2022 году на 400 млн долларов (общая сумма – 55,8 млрд долларов). Доходность фонда в годовом выражении составила 3,08%.
Как объяснял в декабре Пирматов, положительная динамика по сбережениям Нацфонда стала возможной благодаря росту цен на нефть и, соответственно, высоким поступлениям от организаций нефтяного сектора в размере 6 трлн тенге (в том числе 9,8 млрд долларов в иностранной валюте). Из них в бюджет в виде трансфертов было направлено 4,6 трлн тенге.
Тем не менее инвестдоход фонда по итогам года сложился отрицательным из-за неблагоприятной ситуации на финансовых рынках.
Если говорить о пенсионных активах, то за 2022 год они увеличились на 1,3 трлн тенге или на 10,3%. Сейчас их сумма составляет 14,4 трлн тенге.
Объём пенсионных взносов составил 1,5 трлн тенге, пенсионных выплат – 240 млрд тенге. Досрочное изъятие накоплений – 881 млрд тенге, а инвестдоход – 806 млрд тенге.
При этом ещё летом прошлого года сообщалось, что объём инвестиционного дохода ЕНПФ с начала 2022 года составил минус 154,1 млрд тенге, то есть фонд нёс убытки.
Тогда Галымжан Пирматов на критику ответил, что пенсионные активы ЕНПФ в основном инвестируются в ценные бумаги Минфина, квазигосударственных компаний и банков второго уровня, которые направляют полученные средства на финансирование таких государственных программ, как "Экономика простых вещей" и "Дорожная карта занятости".
"На локальном рынке основная часть пенсионных активов ЕНПФ инвестируется в облигации Министерства финансов РК, которые являются наиболее надёжными ценными бумагами на фондовом рынке Казахстана. Эти облигации размещаются среди широкого круга инвесторов, в том числе и международных, в целях финансирования дефицита республиканского бюджета, а не для обеспечения доходности ЕНПФ", – объяснил Пирматов.
Чуть позже он доложил, что несмотря на негативную макроэкономическую ситуацию, доходность пенсионных активов с начала 2022 года составила 5,8%. При этом за последние пять лет накопленная доходность превышает уровень инфляции.
Автор Жанель Жазетова
Источник informburo.kz