Вклад Казахстана в экспорт товаров и услуг на евразийском рынке составил менее 10%.
В первом полугодии 2020 года показатель взаимной торговли государств ЕАЭС впервые за последние четыре года продемонстрировал отрицательную динамику. Объем взаимных экспортных поставок стран-участниц ЕАЭС по итогам полугодия составил около $24 млрд – это 85,9% от аналогичного прошлогоднего показателя. Уменьшение стоимостного объема взаимной торговли в 2020 году на $4 млрд связано в большей мере со снижением средних цен, в меньшей – с уменьшением товарной массы. Такую оценку ситуации дали аналитики отдела статистики внешней и взаимной торговли Евразийской экономической комиссии.
Кто у кого покупает
В страновой структуре взаимной «евразийской» торговли первенство за Россией – около 62% от всего объема взаимного экспорта. Такой же доля РФ была и в прошлом, и в 2018 году. Второе место среди экспортеров в ЕАЭС занимает Беларусь (26,3%), третье – Казахстан (9,8%). Самые маленькие доли у поставщиков из Армении (1,1%) и Кыргызской Республики (0,9%).
Главным покупателем казахстанских товаров в ЕАЭС является Россия (88%). От нее Казахстан получил за полгода $2,1 млрд. Российское направление превалирует и в «евразийском» экспорте Беларуси (93%) и Армении (96%).
Самая большая страна ЕАЭС является ее главным поставщиком. 94% импортируемых из стран союза товаров Казахстан закупает именно у России. В Беларуси доля российских товаров во всем импорте из ЕАЭС составляет 99%, в Армении – 96%, в Кыргызстане – 71%. Российская Федерация в свою очередь большую часть товаров приобретает у белорусов (70% от всего импорта из стран – участниц объединения).
Спрос на казахстанское
Казахстан в 2020 году сократил объем экспорта в ЕАЭС на 19,7%, или с $2,9 млрд до $2,3 млрд (в сравнении с первым полугодием 2019 года). Упали продажи казахстанских товаров в Беларусь (–38%), Россию (–20%) и Кыргызстан (–12%).
Наиболее востребованные в ЕАЭС казахстанские товары – минеральные продукты и металлы – в первом полугодии принесли на 10 и 35% меньше выручки соответственно. Остальные группы товаров тоже значительно «просели»: поставки продукции химпромышленности сократились на 14%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья – на 22%, машин, оборудования – на 15%.
«Максимальная регионализация торговли должна стать ключевой целью ЕАЭС. В Казахстане стоит вопрос не только создания конкурентного продукта, но и его продажи за рубеж. Его надо везти за тридевять земель, в Европу или Америку. И так далеко выгодно возить только какие-то узкоспециализированные товары. По всем остальным продуктам мы проигрываем, в первую очередь по логистике. Поэтому важно быстро и выгодно торговать с ближайшими соседями», – отметил на последней отчетной встрече министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов.
Глобализация другого уровня
Аналитики центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) в своем исследовании «Евразийская экономическая интеграция – 2020» прогнозируют, что в этом году экономическая активность в государствах ЕАЭС сократится под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий и снижения производственных показателей. «Ослабление национальных валют стран союза окажет давление на стоимость импортируемых товаров. Это послужит ключевым фактором ускорения инфляции в большинстве государств региона», – говорится в отчете института развития.
По мнению экспертов, эффективным способом смягчения глобальных шоков станет именно регионализация, поскольку пандемия разрушила многие глобальные цепочки поставок. «Глобализация, по сути, не исчезает, но постепенно трансформируется в новую, региональную форму, что станет естественным процессом отказа от торговых соглашений глобального характера, зачастую носящих чрезмерно навязчивый характер», – отмечают аналитики ЕАБР.
Источник kursiv.kz