И как перейти к новой экономической политике , сообщает forbes.kz.

 Экономика Казахстана

В предыдущих своих статьях я рассказывал, почему нынешняя модель экономической политики за 30 лет так и не привела к ощутимому росту среднего уровня жизни в Казахстане. Если взять эти идеи за основу, то для перехода к новой экономической политике необходимо принять следующие решения.

Прежде всего необходимо установить новую главную цель. Вместо темпов роста ВВП главной целью экономической политики нужно утвердить непосредственно сам рост среднего уровня благосостояния граждан. Для этого следует внести изменения в принятый в 2012 году главный действующий документ системы государственного планирования – Стратегию «Казахстан-2050». Сейчас там в качестве главной долгосрочной цели экономической политики указано вхождение страны к 2050 году в число 30 самых развитых государств мира. В принятой чуть позднее концепции вхождения в эту тридцатку определено, что для этого необходимо довести размер ВВП на душу населения до уровня первых 30 стран мира по этому показателю. Собственно, отсюда и берет начало ставшая привычной для всех составов правительств установка на поддержание среднегодовых темпов роста ВВП на уровне не ниже 4–5%.

Амбициозную цель по вхождению в число развитых стран можно сохранить. Но критерий такого вхождения необходимо поменять. Показатель ВВП на душу населения в нашем случае не подходит. В странах с сырьевой экономикой он далеко не всегда отражает средний уровень жизни населения и степень развитости страны. Поэтому в качестве критерия вхождения в клуб развитых стран нужно определить основные показатели среднего уровня жизни. В частности, главной целью экономической политики до 2050 года можно установить доведение до уровня первых 30–40 стран мира минимальной и средней заработной платы, коэффициента Энгеля (доля расходов на еду в структуре расходов средней семьи) и других основных показателей среднего уровня жизни. Затем нужно высчитать, какими средними ежегодными темпами должны улучшаться целевые показатели среднего уровня жизни для достижения утвержденных долгосрочных целей. Именно эти целевые темпы роста показателей среднего уровня жизни, а не темпы роста ВВП, должны стать исходными пунктами для выработки среднесрочных и годовых планов работы центральных и местных исполнительных органов.

Изменение главной цели приведет к соответствующему изменению и главного критерия оценки экономической политики на всех уровнях. В рамках нынешней модели работа центральных и местных исполнительных органов оценивается прежде всего по динамике ВВП и ВРП. После перехода к новой экономической политике главным критерием оценки станет динамика основных показателей среднего уровня жизни. При условии обеспечения достоверной статистики это неизбежно развернет внимание и ресурсы государственного аппарата в правильное русло. Вместо задачи «Как обеспечить плановые темпы роста ВВП и ВРП?» главной задачей в повестке работы властей станет «Как обеспечить плановые темпы роста показателей среднего уровня жизни?»

Так как обеспечить стабильный рост среднего уровня жизни? Для абсолютного большинства жителей страны главным источником доходов так или иначе является заработная плата. Значит, для стабильного роста среднего уровня жизни прежде всего необходимо обеспечить стабильный рост средней заработной платы.

Для стабильного роста средней заработной платы необходимы два условия. Первое — в экономике должно быть достаточное количество рабочих мест для полной занятости имеющихся трудовых ресурсов. Вряд ли можно ожидать роста средней заработной платы в каком-то городе или селе, если на одно рабочее место там претендуют несколько человек. Второе условие — необходимо постоянное повышение среднего уровня производительности труда. Труд 100 работников в ориентированной на экспорт промышленной компании производит доход в десятки раз больше, чем труд 100 работников, вручную собирающих урожай в сельском хозяйстве. Отсюда и большая разница в их заработной плате. Для стабильного роста средней заработной платы необходим постоянный рост средней производительности труда за счет увеличения количества более производительных рабочих мест и сокращения низкопроизводительных. Как у нас обстоит дело с выполнением этих двух условий роста средней заработной платы?

Что касается наличия достаточного количества рабочих мест, то, по данным статистики, такой проблемы у нас нет. Уровень безработицы стабильно держится на уровне ниже 5%. В экономической науке такой уровень уже соответствует полной занятости трудовых ресурсов. Но можно ли опираться на эти данные? Слишком многие косвенные признаки говорят о наличии большой скрытой безработицы. Это видно, как говорится, невооруженным глазом. Если всё же приводить какие-то данные статистики, то показательна в этом плане статистика правонарушений, согласно которой 8 из 10 уголовных преступлений в стране совершается безработными. Данные о регулярных отчислениях из заработной платы в бюджет и пенсионный фонд также не подтверждают данные статистики о низкой безработице. В конце концов столь низкий уровень жизни значительной части граждан был бы невозможен в условиях полной занятости. Если не признавать проблему, то она и не будет решаться. Тогда будет сохраняться и массовая бедность, и все вытекающие из нее негативные последствия и риски. Поэтому надо исходить из реалий и перестать отрицать факт высокой безработицы.

С наличием проблемы высокой безработицы тесно связана и проблема низкого среднего уровня производительности труда. Основное количество скрытых от официальной статистики безработных сосредоточено в низкопроизводительных секторах сельского хозяйства и сферы услуг. Это и якобы занятые в личном подсобном хозяйстве, и разные категории самозанятых, и частично занятые. Занятость такого рода не может и не сможет обеспечить рост среднего уровня доходов. Необходимо перемещение миллионов трудоспособных людей из этих депрессивных секторов в более производительные отрасли экономики.

Таким образом, из двух условий стабильного роста средней заработной платы в казахстанской экономике не обеспечено ни одно. На рынке труда количество рабочей силы значительно превышает количество рабочих мест. При этом значительная часть рабочих мест приходится на низкопроизводительные секторы с низким уровнем доходов. Без решения этих двух узловых проблем невозможно рассчитывать на стабильный рост средней заработной платы, а значит, и на достижение целей по росту среднего уровня жизни.

Ясно, что решением является массовое создание рабочих мест. Эта задача уже много лет ставилась перед разными составами правительств. Однако значимых результатов нет. Как было показано в предыдущих статьях, глубинная причина этого заложена в нынешней модели экономической политики. Главное внимание было сосредоточено на темпах роста ВВП, а сырьевой сектор обеспечивал их и без создания рабочих мест. Планы по созданию рабочих мест либо не принимались вовсе, либо же их выполнение не отслеживалось должным образом. Да и как статистика может отслеживать решение проблемы высокой безработицы, если согласно этой же статистике этой проблемы повсеместно не существует? Результат такого подхода закономерен и проблема высокой безработицы не решалась десятилетиями.

Поэтому после постановки новой главной цели второе важное решение, которое необходимо принять для перехода к новой экономической политике, – это признание на уровне официальной статистики факта высокой безработицы. Для этого необходимо утвердить новую методику расчета количества безработных, где таковыми будут считаться все, кто не имеет регулярных отчислений в пенсионный фонд и другие социальные фонды. Затем следует провести оценку уровня безработицы с использованием этой новой методики. Первое время это вызовет искажение статистики безработицы в сторону завышения за счет большого числа фактически занятых, но не делающих никаких налоговых или пенсионных отчислений. Но это не причина отказываться от самой простой и эффективной методики подсчета числа безработных, а лишь дополнительный стимул к тому, чтобы уже решить задачу формализации занятости. По мере решения этой задачи статистика безработных всё больше и больше начнет приходить в соответствие с реальностью. В любом случае, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, проблему безработицы лучше переоценивать, чем недооценивать. В итоге будет получена более или менее достоверная картина безработицы в каждом из регионов и в целом по стране. Факт высокой безработицы необходимо признать в официальной статистике, потому что только так во всех регионах и на уровне правительства и Национального банка эта проблема займет, наконец, приоритетное место в повестке их работы. Как показала практика, одних только устных призывов первых лиц государства для этого недостаточно.

Далее на основе новых данных по безработице необходимо будет поручить главам местных исполнительных органов разработать и представить среднесрочные планы по созданию рабочих мест и обеспечению полной занятости трудовых ресурсов в своих регионах с разбивкой по годам. Это мобилизует ресурсы государственного аппарата на местах и настроит их на выполнение принципиально другой задачи, чем это требовалось ранее.

Для того чтобы организовать эффективную работу государственного аппарата по скорейшему достижению полной занятости, необходимо обеспечить исполнение трех условий. Во-первых, выполнение планов по созданию рабочих мест наряду с планами по росту среднего уровня жизни должно стать главным критерием оценки эффективности работы глав центральных и местных исполнительных органов. Во-вторых, крайне важно обеспечить качественное отслеживание выполнения планов по созданию рабочих мест на всех уровнях независимым от исполнительных властей органом. Согласно принятой новой методике, количество рабочих мест должно соответствовать статистике регулярных отчислений из заработной платы в бюджет и пенсионный фонд. В-третьих, главы исполнительных органов, проявляющие по каким-либо причинам неспособность обеспечить выполнение планов по созданию рабочих мест, должны оперативно сменяться другими, более приспособленными к этой задаче.

Принятие и реализация этих решений принципиально изменит содержание работы и кардинально повысит эффективность государственного аппарата в центре и в регионах. Работа над абстрактными и зачастую не находящимися под контролем исполнительных органов цифрами ВВП или ВРП уступит место реально насущной работе над созданием рабочих мест. В отличие от планов по росту ВВП и ВРП, планы по созданию рабочих мест невозможно будет выполнять без организации эффективного взаимодействия с бизнесом на всех уровнях. Поэтому сами принципы выживания государственного аппарата в условиях новой парадигмы экономической политики решат застарелые проблемы во взаимоотношениях между бизнесом и властями, которые десятилетиями не удавалось решить ни призывами, ни наказаниями. Главное — обеспечивать соблюдение принципа отсева тех государственных менеджеров, которые не смогут обеспечить выполнение планов по созданию рабочих мест.

Однако какие бы планы по снижению безработицы ни составили на местах, без руководящей, направляющей и поддерживающей роли правительства никакие усилия на уровне регионов не дадут нужных результатов. На центральном уровне необходимо выработать общую стратегию достижения полной занятости трудовых ресурсов и обеспечить благоприятную макроэкономическую среду усилиям на местах.

Автор Аслан Дюсембеков

Источник forbes.kz