Правительству и Нацбанку необходимо навести порядок в управлении активами Национального фонда , сообщает 365info.
Значительный рост поступлений в Национальный фонд РК прямых налогов от организаций нефтяного сектора – почти в 2,5 раза — не смог обеспечить в ушедшем году адекватное увеличение его активов из-за огромного инвестиционного убытка.
К тому же в отчетности Минфина, ведущего статистику фонда в тенговом выражении в качестве его номинального владельца, фигурирует убыток в минус 1 трлн. 374,3 млрд. тенге, полученный за 9 месяцев. Так что позднее, когда Нацбанк отчитается по результатам своего управления активами фонда за весь минувший год, и без того плачевная ситуация может измениться в худшую сторону. Тем не менее, убыток не помешал росту расходов фонда, связанных с управлением его активами и проведением ежегодного внешнего аудита, — по сравнению с 2021 годом они увеличились на 13,9% до 21,7 млрд. тенге. В чём причина этой парадоксальной прибавки, в Минфине не пояснили.
Но даже при столь значительном убытке в целом прошлогодние поступления в Национальный фонд увеличились к 2021 году в полтора раз до 5 трлн. 214,7 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 1 трлн. 761,0 млрд. тенге. Такой выраженный позитив сложился под влиянием мощного роста поступлений в фонд прямых налогов от организаций нефтяного сектора – на 3 трлн. 793,3 млрд. тенге до 6 трлн. 398,4 млрд. тенге. Решающий вклад пришелся на поступления корпоративного подходного налога (2 трлн. 266,2 млрд. тенге), налога на добычу полезных ископаемых (1 трлн. 582,0 млрд. тенге) и долю Казахстана по разделу продукции по заключенным контрактам (1 трлн. 477,4 млрд. тенге). Для сравнения: в 2021 году по этим статьям поступления составили соответственно 969,1 млрд. тенге, 351,2 млрд. тенге и 791,1 млрд. тенге.
На этом фоне удивительным выглядит резкое снижение в прошлом году других поступлений от операций, осуществляемых нефтяными организациями (за исключением зачисляемых в местные бюджеты), — в 1,9 раз до 4,1 млрд. тенге. Значительно уменьшились по сравнению с 2021 годом поступления за счет административных штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых центральными государственными органами и их территориальными подразделениями, — в 3,3 раза до 0,5 млрд. тенге, и средств, полученных от природопользователей по искам о возмещении вреда организациями нефтяного сектора (5,1 раз до 0,7 млрд. тенге).
Уменьшились в минувшем году и поступления от приватизации республиканской собственности – в 2,2 раза до 4,7 млрд. тенге, и особенно поступления от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, нацкомпаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними, — почти в 12 раз до 0,9 млрд. тенге. Отсюда можно сделать вывод, что правительство особо не напрягалось с приватизацией курируемой им госсобственности вопреки известному президентскому поручению о снижении роли государства в национальной экономике. Кроме того, значительно сократились поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения – в 2,3 раза до 0,1 млрд. тенге.
Иные поступления и доходы фонда увеличились в прошлом году весьма значительно – почти вдвое до 40,4 млрд. тенге. Кроме того, в фонд поступило 140,4 млрд. тенге в виде возврата целевого трансферта из республиканского бюджета, тогда как в 2021 году по этой графе значился ноль.
Использование средств фонда в ушедшем году увеличилось незначительно – лишь на 1,8% до 4 трлн. 601,7 млрд. тенге, в абсолютном выражении – на 82,7 млрд. тенге. Львиная их доля пришлась на гарантированные трансферты в республиканский бюджет – 4 трлн. 30,0 млрд. тенге с ростом в полтора раза или на 1 трлн. 360,3 млрд. тенге, тогда как объем целевых трансфертов сократился в 3,3 раз до 550,0 млрд. тенге. Напомним, что в наступившем году правительство получит из Национального фонда гарантированных трансфертов в объеме 2,2 трлн. тенге, в следующем – 2,0 трлн. тенге, а в 2025 году – 1,9 трлн. тенге. Цена же отсечения на нефть по поступлениям в фонд от организаций нефтяного сектора установлена соответственно в $48,9 за баррель, $42,2 и $40,3. Для сравнения: в прошлом году этот показатель для нефти сорта «Brent» составил $77,8 на его начало и $85,9 к его концу. Среднегодовая цена барреля такой нефти сложилась на уровне в $100, а российской «Urals» — $76,1. Таким образом, в начавшийся год Национальный фонд вступил при весьма благоприятной нефтяной конъюнктуре, но правительству и Нацбанку необходимо навести порядок в управлении его активами.
Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 января 2023 года
Примечание:
* С учетом совокупного убытка до вычета расходов на управление Национальным фондом РК за 9 месяцев 2022 года, согласно утвержденного отчета Национального банка РК за 3 квартал 2022 года по доверительному управлению Нацфондом.
Источник : Министерство финансов РК
Автор Тулеген Аскаров
Источник 365info.kz