Ведущие казахстанские аналитики объяснили, к чему может привести рост цен на бензин в Казахстане. Эксперты считают, что низкая цена на ГСМ относительно соседних государств приводит к оттоку отечественных нефтепродуктов, а также препятствует развитию отрасли из-за искусственного ограничения выручки производителей. Более того, это приводит к дефициту нефтепродуктов, теневой торговле и ценовым спекуляциям на внутреннем рынке , сообщает press.kz .

Рост цен на бензин воронежцы почувствуют в числе первых»

Власти республики объясняют, что рост цен на бензин и дизтопливо вызван тем, что цены на них в стране слишком дешевые, и повышение их обусловлено борьбой с серым экспортом.

Напомним, 12 апреля Министерство энергетики значительно подняло предельные розничные цены на бензин и дизтопливо. Цены на бензин Аи-92/93 выросли на 11%, до 205 тенге за литр; дизтопливо подорожало на 20% — до 295 тенге.

Повышение розничных цен на некоторые виды топлива — вынужденная мера, связанная с необходимостью снижения диспаритета его стоимости с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить возрастающие потребности внутреннего рынка, — отметили ранее в Минэнерго.

Сейчас казахстанцы могут купить 100 литров дизтоплива в сутки по 295 тенге за литр. Для владельцев грузовиков, автобусов и спецтранспорта суточный лимит составляет 300 литров. А при покупке дизтоплива сверх лимита оно будет стоить уже 450 тенге за литр.

Что думают эксперты

По мнению аналитика Jusan Analytics Аята Сураганова, рост стоимости горюче-смазочных материалов обусловлен планами правительства Казахстана постепенно перейти на рыночное регулирование.

Несмотря на то, что эта мера непопулярна и может привести к социальному напряжению, на текущий момент она вынужденная, — отмечает аналитик.

Низкая цена на ГСМ относительно соседних государств, по его мнению, приводит к оттоку отечественных нефтепродуктов, а также препятствует развитию отрасли путем искусственного ограничения выручки производителей. Более того, это приводит к дефициту нефтепродуктов, теневой торговле и ценовым спекуляциям на внутреннем рынке.

В России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане на 64%, в Узбекистане в 2 раза. В сравнении со среднемировыми ценами, цена на отечественный бензин в 3 раза ниже, — приводит пример Аят Сураганов.

Стоит отметить, что основными факторами при ценообразовании являются: себестоимость добычи сырой нефти, её переработка, налоги и акцизы, обслуживание банковских займов, транспортировка, хранение и другие сопутствующие расходы. Покрытие валютных займов для проведенная модернизации НПЗ также влияет на повышение тарифов нефтепереработки.

С таким мнением частично согласен и казахстанский финансист Жанат Нургалиев. Он также отмечает, что в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) у Казахстана есть требования, чтобы к 2025 году была единая цена на бензин, и, соответственно, поэтому в нашей стране будет наблюдаться дальнейший рост цен.

В России бензин стоит порядка 300 тенге. И якобы в борьбе с серым экспортом необходимо повышать цены. Но есть еще несколько причин. Это нехватка сырья для внутренней переработки на наших НПЗ, — говорит Жанат Нургалиев.

По словам эксперта, в Казахстане три нефтеперерабатывающих завода (Атырауский, Павлодарский Шымкентский), два их которых в 100% доле принадлежат КазМунайГазу, а Шымкентский — наполовину Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC).

К сожалению, наши крупнейшие недропользователи, в том числе Karachaganak Petroleum Operating, всю свою нефть поставляют на экспорт, то есть на внутреннее потребление в Казахстане нефть не оставляют. В 2023 году должны добыть порядка 90 млн тонн нефти, половина из этого объема приходится на вот эти три оператора. Внутреннее потребление у нас обеспечивается за счет других недропользователей, которые работают по схеме 70/30, то есть 70% они экспортируют и 30% оставляют на внутренний рынок. При этом, конечно, всем выгоднее экспортировать, потому что цена на экспорт выше, — говорит аналитик.

К слову, на экспорт цена заложена примерно в 70 долларов за баррель, а на внутреннее потребление 25-30 долларов за баррель. Соответственно, поставлять недропользователям на внутренний рынок невыгодно. По мнению Жаната Нургалиева, чтобы «насытить» внутренний рынок, Казахстану необходимо пересмотреть соглашения о разделе продукции с ТШО «Тенгизшевройл» и Karachaganak Petroleum Operating, чтобы они увеличили поставки на внутренний рынок хотя бы на 10%, а далее — 30%.

Казахстан – нефтяная страна, а цены на ГСМ растут – это нонсенс, — отмечает Жанат Нургалиев.

Еще одна причина роста цен на бензин, по мнению аналитика, заключается в том, что Казахстанские НПЗ не загружены на полную проектную мощность, кроме того, им требуется модернизация и расширение.

Шымкентский НПЗ сейчас шесть млн тонн перерабатывает. Но премьер-министр страны недавно поставил задачу перерабатывать 12 миллионов тонн в год, в то время как ранее НПЗ перерабатывал девять млн тонн. И опять, здесь нужно договариваться с китайскими недропользователями, чтобы они оставляли на внутреннее потребление нефть. Поэтому цена на ГСМ, к сожалению, будет расти, и надо будет пересматривать соглашения на разделение нефтепродукции в пользу граждан Казахстана, — отмечает Жанат Нургалиев.

Анализ роста цен на ГСМ

Давайте рассмотрим, как росли розничные цены на ГСМ и цены на нефть с начала 2023 года. В 1 квартале 2023 года цена на нефть марки Brent сложилась в среднем в диапазоне 80-85 долларов за баррель. Средняя розничная цена ГСМ на февраль 2023 года составила: бензин АИ-92 – 179 тенге за литр, бензин АИ-95 – 214, дизельное топливо (летнее) – 241.

При этом, сравнивая стоимость сырой нефти и нефтепродуктов, розничные цены готовой нефтяной продукции были практически неизменны.

График 1. Средние розничные цены на ГСМ и цена нефти

snimok ekrana 2023 04 24 v 11.01.07 В Казахстане цены на бензин и дальше будут расти

Увеличение объема реализации ГСМ указывает на рост экономики, автопарка и транспортной активности, а также на развитие промышленности и сельского хозяйства. Более того, сравнивая с соседними странами, в Казахстане высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения – 370 литров в год. В России – 225 литров, Кыргызстане – 98 литров, Узбекистане – 44 литра.

График 2. Динамика объема розничной реализации ГСМ, миллиардов тенге

snimok ekrana 2023 04 24 v 11.01.28 В Казахстане цены на бензин и дальше будут расти

Это значит, чтобы не возник дефицит на внутреннем рынке, за ростом потребления нефтепродуктов должен поспевать объем производства.

В 2023 году на всех трех НПЗ проведут плановые ремонтные работы, несмотря на это, согласно утверждениям МЭ РК, НПЗ удастся удержать объем производства на уровне 13,4 миллиона тонн.

График 3. Объем производства нефтепродуктов помесячно, тысяч тонн

snimok ekrana 2023 04 24 v 11.01.41 В Казахстане цены на бензин и дальше будут расти

В 2022 году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5.4 миллиона тонн. Производство бензина всех марок составило 4.96 миллиона тонн (рост на 3.3%), авиатопливо – 0.59 миллиона тонн.

В целом, за последние пять лет производство бензина выросло на 70%, дизтоплива – на 33%. Однако сохраняется высокий уровень зависимости от поставок сырья из России, и периодически образуется дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В середине 2022 года образовался избыток бензина, который был отгружен на экспорт, но к концу года Казахстан был вынужден импортировать дизельное топливо из-за его дефицита на внутреннем рынке.

График 4. Экспорт/импорт бензина, тысяч тонн

График 5. Экспорт/импорт дизельного топлива, тысяч тонн

Минсельхоз прогнозирует дальнейший рост цен на продукты

Как заявили ранее в Министерстве энергетики, стоимость дизтоплива для сельхозпроизводителей (в среднем по стране – 204 тенге за литр) до завершения весенне-полевых работ меняться не будет. В предыдущий раз власти Казахстана меняли цены на автомобильное топливо осенью 2021 года.

Но в Минсельхозе РК полагают, что апрельское повышение цен на дизтопливо может повлечь в дальнейшем рост цен на продукты питания на 2–5%.

Эксперты Jusan Analytics ожидают планомерный рост цен на ГСМ, учитывая прогнозируемое повышение стоимости на сырую нефть и усилия правительства по нивелированию риска дефицита на рынке ГСМ (в частности дизельного топлива).

Более того, в связи с планами по организации общего рынка ГСМ в рамках ЕАЭС, предстоит гармонизация цен, что также подразумевает повышение казахстанских цен до уровня стран-участниц, — говорит Аят Сураганов.

Источник press.kz