Национальная валюта вплотную подошла к «юбилейному» стократному обесцениванию.

Как свободное плавание тенге влияет на цены жилья в Астане?: газета  Недвижимость | kn.kz

Деноминацию тенге недавно предложил провести экономист Валентин Назаров, о чем сказал в интервью изданию «Деловой Казахстан».
По его мнению, менять стоимость не только необходимо, но и неизбежно придется, пишет 365info. 

Он предложил уже сейчас заняться подготовкой и провести деноминацию в 2023 году, то есть в 30-летний юбилей национальной валюты

Коэффициент обмена предположительно должен быть не более 1:1000.

Назаров даже припомнил, что денежные реформы проводились примерно раз в 25-30 лет: это 1947, 1961 и 1993 годы.

Экономист Петр Своик в интервью нашему порталу заявил, что прежде чем решать вопрос с деноминацией, в первую очередь надо заняться курсовой политикой.

Мы не Россия и не Зимбабве

Петр Владимирович, как вы относитесь к предложению коллеги? Нам уже нужна деноминация или пока не очень?

— Начнем с того, что деноминацию вообще проводят в двух случаях. Первый означает некий принципиальный разворот, принципиальное изменение в финансовой политике. Вспомним, например, деноминацию рубля летом 1993 года. Рубль тогда был чудовищно девальвирован, его называли «деревянным» и самолетами вывозили в те республики бывшего СССР, которые им по инерции пользовались. В том числе и Казахстан.

Когда рубль деноминировали (отрезав пару нолей), он стал уже не «союзной», а чисто российской валютой. То есть одновременно произошла национализация и окончательное его отделение от других республик

Рубль действительно стал другим.

Второй повод для деноминации — если национальная валюта так девальвировала, что нули можно убирать просто ради удобства. Пример — Зимбабве, где нули уже не помещались на купюрах. В конце концов там решили напрямую перейти на доллар, на этом все закончилось.

Оба варианта к нам не подходят, так зачем же тогда проводить деноминацию? Мы ничего не меняем, продолжаем все ту же самую проколониальную политику «плавающего курса».

Гораздо важнее, сколько тенге еще будет «плавать»?

— На Зимбабве, к счастью, тоже непохоже.

— Вообще, вопрос, нужна ли деноминация, вторичен. Надо задуматься над другим вопросом — сколько тенге может еще «плавать»? Когда в ноябре 1993 года его ввели в оборот, доллар США стоил 4,7 тенге. Соотношение с российской валютой — 500 рублей за тенге.

Буквально через несколько лет тенге стоил уже 47 за доллар и очень легко преодолел этот рубеж

Теперь же мы подходим к рубежу 470, то есть к «юбилейному» стократному обесцениванию. И пора бы спросить — сколько можно?

Если провести деноминацию, тенге и дальше продолжит обесцениваться. А через тридцать лет опять деноминировать?

— То есть надо просто оставить все как есть?

— Надо заканчивать со «свободным плаванием» тенге и переходить на фиксированный курс, а для этого менять всю валютную политику. Потому что

плавающий курс есть первый и главный признак колониальной внешней эксплуатации Казахстана,

о которой я постоянно говорю. Причем эта эксплуатация идет не столько через вывоз сырья, сколько через внешнее финансирование. А вот уже после перехода на фиксированный курс можно и лишние нолики убирать, чтобы было удобнее.

Национальная валюта — это не просто деньги, это символ суверенитета. А такой символ, который постоянно теряет свою стоимость, это просто неприлично. И сколько еще можно издеваться над своей валютой?

В надежном государстве цены не прыгают

— Возвращаться к фиксированному курсу у нас категорически не хотят. Как по вашему, почему?

— А потому что выходить из колониального состояния не так просто. Колониализм — это не внешнее, а внутреннее явление. Он держится на колониальном поведении и колониальном сознании эксплуатируемой страны. И сейчас осуществляется вовсе не через присылаемую из метрополии администрацию, как англичане управляли Индией.

Сейчас присылают только ежегодную наблюдательную миссию МВФ, которая дает советы

(на самом деле жесткие непререкаемые установки). А все кадры, которые эти установки исполняют, местные.

— Представим ситуацию, что деноминацию все-таки провели, но возвращаться к фиксированному курсу не стали. На что это повлияет и в какую сторону?

— Это примерно то же самое, что поменять таблички с названиями улиц в городе. Сколько символики — вопрос другой, а вот денег придется потратить уйму. И кто-то на этом «наварится». То есть

для устроителей такого мероприятия перепечатывать все бумажки занятие достаточно выгодное

В денежном мире дела обстоят так: что бы ни произошло, цены всегда растут. Никогда еще не было такого события, в результате которого они бы упали. Хорошее ли, плохое ли — уже не так важно, цены будут расти.

Деньги — это мера всего, в том числе и ответственности государства. И если оно затевает деноминацию, но при этом в курсовой политике ничего не меняется, это показатель ненадежности. Соответственно на это отреагируют и цены. В надежном и ответственном государстве они не прыгают.

Автор  Роман Иванов

Источник  365info.kz