Все деньги мира постоянно переходят от одних людей и групп к другим – движение средств продолжается непрерывно , сообщает psm7.com.
Деньги ежедневно перетекают из одного кошелька в другой, и это явление невозможно прекратить до тех пор, пока существует экономика как результат жизни людей в социуме. Однако крупные капиталы менее подвержены такому движению, чем малые. Часто миллиарды долларов, заработанные магнатами в XIX веке, не покидают семейный счет их потомков. К примеру, внуки и правнуки Джона Рокфеллера, Генри Форда и Эндрю Карнеги приумножают их богатства, и, несмотря на роскошную жизнь, их капиталы не тают в водопаде постоянных расходов, а сохраняются и передаются по наследству. Это пример сверхбольших капиталов, заработанных более столетия назад. И «тектонические сдвиги» в мире таких больших денег не слишком частое явление. В современном же мире колоссальные капиталы зарабатываются легче и быстрее, чем в XIX и XX веках, однако так же быстро могут быть утеряны.
Существует неписаный закон больших денег, согласно которому 10% самых богатых людей планеты владеют 70% активов мира. Что-то похожее мы видим в законе Парето, известном как «правило 20 на 80» – когда 20% усилий дают 80% результата или когда 20% коллектива выполняют 80% всей работы.
Еще Карл Маркс считал, что динамика накопления частного капитала приводит к концентрации богатства в руках все меньшего количества людей. Действительно, деньги, сосредоточенные в руках небольшой (по сравнению с населением планеты) группы людей, дают ей много привилегий, и это не только высокая покупательная способность и высокий комфорт жизни. Это популярность и власть, и, как следствие, возможность влиять на общественные, политические, экономические процессы в мире. Иными словами, такое невероятное неравенство богатства не может не ощущаться в экономике – да, неравенство доходов в мире так или иначе влияет на развитие стран.
На фоне новостей о том, что Бернар Арно, резидент группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy, стал самым богатым человеком мира с состоянием 184,7 миллиарда долларов, мы решили подробно рассказать о причинах и последствия неравенства доходов. За основу взяты рассуждения и аргументы французского экономиста, профессора Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики, Томы Пикетти, помещенные в его книге «Краткая история равенства», увидевшая свет в этом году.
Откуда растут корни «равенства»
Тома Пикетти утверждает, что стремление к равенству стало результатом социальных конфликтов и революций против несправедливости. Эти усилия перестроили политические процессы и снизили градус гнета низших классов общества. Так, господствующие классы, желавшие укрепить социальное неравенство для собственной выгоды, были свергнуты. В результате бунтов и войн произошел «большой передел богатства», появились социальные институты и новый мировой порядок, где утверждались права на равенство и свободу в политической, экономической, общественной жизни, избирательное право, равенство перед законом, парламентская демократия, право на образование, медицинскую помощь, свободу слова.
Тома Пикетти
Следует понимать, что все деньги мира накопились в чьих-то руках в результате распределения и организации труда, грамотного (или нет) использования природных ресурсов и времени, от получения и применения знаний, опыта и достижений технического прогресса, благодаря масштабности мышления и умения предугадывать тенденции эпохи и потребности людей. Среди прочего Пикетти отмечает, что в равенстве доходов важнейшую роль играет равенство возможностей: доступ к знаниям, образованию, медицине.
Сегодня 40% европейцев, принадлежащих к среднему классу, владеют большой долей общемирового богатства, тогда как полтора столетия назад им принадлежало всего 10%. Речь идет не об отдельных капиталах отдельных людей, а об общенациональном доходе. Это большой прогресс, который стал возможным вследствие ряда исторических событий. При этом есть кое-что, что не сдвинулось с места с течением времени, сменой исторических эпох, лидеров и геополитической ситуации в мире – 10% богачей удерживают 60–80% активов во всех регионах мира, а остальные 50% населения мира до сих пор владеют только 5% мировых денег.
Тома Пикетти объясняет, что в середине прошлого столетия экономическая производительность США была намного выше, чем в Европе, ведь европейцы были менее образованы, чем американцы. К 1950-м годам 90% американских детей ходили в школу, а во Франции и Германии – всего 20–30%. Дело в том, что до Первой мировой войны общие налоговые поступления в Европе составляли менее 10% ВВП и расходовались на армию и содержание колоний, в то время как расходы на образование были минимальными – около 0,5% ВВП. Однако во второй половине ХХ века качество образования в Европе выросло в 10 раз и мгновенно изменилась география производительности в пользу европейских стран. Кроме того, в 1910–1980 годах произошел рост прогрессивного налогообложения – средний класс платил большие налоги, понимая, что богатые также отдают государству больше.
Что-то похоже происходило и в Штатах – в 1910–1980 годах ставки налогов на прибыль колоссально поднялись: самые состоятельные платили 90% из доходов, превышавших $1 млн в месяц. Этот период стал периодом становления и расцвета американского капитализма и небывалого развития экономики. Пикетти утверждает, что высокое прогрессивное налогообложение (80–90% верхней ставки налога на прибыль) оказывает чрезвычайно положительное влияние на экономику.
Неравенство доходов в мире: причины и статистика
Еще несколько цифр: в странах Северной Европы 25–30% общего дохода имеют 10% самых богатых граждан. Вместе с тем, в Южной Африке этот показатель составляет 70%, в Бразилии, Мексике и Чили – 65%. Статистика кардинально меняется с течением времени.
В настоящее время финансовая картина по доходам в мире выглядит так:
- Неравенство в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии меньше, чем в странах Латинской Америки, Африки (к югу от Сахары и Индии).
- По доле общего дохода, поступающей к беднейшим 50% населения, наиболее равны страны Северной Европы – им принадлежит 25% всего дохода. В Южной Африке этот показатель составляет 5%, в Латинской Америке – 5–10%. Стоит отметить, что когда в беднейших 50% поступает 25% от общего дохода, это означает, что доход бедных – это половина всего дохода населения. Если доля дохода составляет 5%, значит, средний доход бедных составляет десятую часть от среднего дохода.
- Самые богатые 10% французов сегодня владеют 50–60% национального дохода, тогда как в ХХ веке они имели 80–90%.
- В течение последних десятилетий доля среднего класса в общем богатстве немного уменьшилась.
- Приблизительно половину населения развитых стран можно отнести к среднему классу – они беднее, чем 10% самых богатых людей, и более богатые, чем 50% самых бедных людей.
- В Европе и США доля самых бедных людей составляет 4–5%.
- Доля дохода, которой владеют 10% наиболее обеспеченных людей мира, сокращается: в Европе она составляет 50–60%.
- На долю наименее обеспеченных 50% населения в Европе приходится 4% общего богатства, а в США – 2%.
- По состоянию на 2020 год США по концентрации богатства находятся между Европой 1913 года и Европой 2020 года. Интересно, что еще 40 лет назад Штаты были ближе к Европе, чем сейчас.
- Средний месячный доход вырос с 80 евро на человека в 1700 году до 1000 евро в 2020 году. Свидетельством прогресса в богатстве людей стало увеличение продолжительности жизни (с 26 лет в 1820 до 72 лет в 2020); повышение уровня грамотности и образования (в начале XIX века 10% людей в мире умели читать и писать, а сейчас – более 85%).
Можно ли снизить неравенство богатства в мире?
Тома Пикетти подчеркивает, что неравенство — это последствие не экономических или технологических процессов, а идеологических и политических. Поэтому, по мнению экономиста, это результат выбора, который можно время от времени менять.
«Рынок и конкуренция, прибыль и заработная плата, капитал и долг, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, граждане и иностранцы, налоговые убежища и конкурентоспособность как таковые не существуют. Это социальные и исторические конструкции, полностью зависящие от правовой, фискальной, образовательной и политической системы, которую мы выбираем», – отмечает ученый.
Вместе с тем Пикетти утверждает, что, несмотря на существование социальных государств, этого недостаточно для реального равенства всех и каждого. Требуется сбалансированное распределение власти внутри компаний, а также трансформация системы налогообложения и наследования.
В контексте этого экономист предлагает выплачивать минимальное наследство, эдакий «общий капитал» – всем гражданам после достижения 25-летнего возраста в размере 60% среднего богатства (например, 120 тысяч евро в Франции или $180 тысяч в США). Пикетти предполагает, что такие выплаты могут быть «вытянуты» из налогов на имущество и наследство.
Как дальше будет прогрессировать равенство в мире?
Тома Пикетти отмечает, что богатство всегда было и сейчас остается показателем того, какой «переговорной» силой обладает личность в социуме. Да, если у человека нет капитала, но есть долги и необходимость обеспечивать семью, он скорее согласится на работу за небольшие деньги и в некомфортных условиях. Зато если капитал есть, пусть небольшой, человек получает время, чтобы найти лучшую работу, то есть провести «переговоры» с рынком труда.
Поэтому, по мнению французского экономиста, лучшее общество – то, в котором каждый гражданин имеет немного денег, потому что благодаря этому появляется больше инициативы, конкурентности и динамики. Кроме того, Пикетти считает, что сейчас гиперкапитализм зашел слишком далеко, поэтому нужно углубить и расширить институты, которые привели к развитию равенства: государства всеобщего благосостояния и прогрессивного налогообложения. Вместе с тем ученый убежден, что у постоянной тенденции стремления человечества к равенству есть ограничения, и в дальнейшем неравенство все же будет сохраняться в контексте частной собственности, благосостояния, пола и происхождения.
Источник psm7.com