В Новом Казахстане отдельными чиновниками обсуждается идея объединения всех казахстанских букмекеров в единую обязательную СРО – саморегулируемую организацию. Однако, по убеждению руководства Ассоциации букмекеров Казахстана, речь идет вовсе не об объединении – с помощью обязательного участия в планируемой обязательной СРО крупнейших игроков отрасли хотят ограничить в правах и возможностях , сообщает 365info.
Чтобы понять обеспокоенность АБК, необходимо вникнуть в нюансы Закона «О саморегулировании». Согласно его тексту, СРО могут быть двух типов: основанные на добровольном участии и основанные на участии обязательном.
Например, та же АБК – это уже саморегулируемая организация, но основанная на добровольном участии всех своих членов. Саморегулирование в таких организациях действует наряду с государственным регулированием в сферах предпринимательской или профессиональной деятельности. Иными словами, регуляторная политика отрасли полностью находится в руках государства. Но организациям, основанным на обязательном членстве, делегируется выполнение части или всех функций государственных органов – и в АБК считают, что инициаторы создания обязательной букмекерской СРО воспользуются этим исключительно в корыстных интересах.
Появление такой системы регулирования букмекерского рынка не выглядит хоть сколько-нибудь выгодным ни для государства, ни для отрасли. В самом деле, смешно делегировать госрегулирование, если во всей букмекерской отрасли менее десяти активных участников рынка.
Во-первых, наиболее авторитетные представители индустрии недвусмысленно и открыто противятся такой инициативе, убедительно препарируя ее многочисленные недостатки. Во-вторых, руководство страны демонстрирует явную тенденцию к избавлению от компаний-прокладок, еще недавно активно плодившихся на практически всех участках соприкосновения интересов государства, бизнеса и общества.
Но очевидно, что прошло время РОПов, «А-паркингов» и прочих организаций, загадочным образом уполномоченных почти бесконтрольно заниматься сбором и распределением огромных денежных средств. Получается, что никто из заинтересованных лиц и организаций не мотивирован на это нововведение и не видит в нем ни политических, ни экономических плюсов. Кроме самих инициаторов внедрения обязательной СРО.
«Единая обязательная СРО букмекеров – это очередной посредник-прокладка, получающий возможность паразитировать и на государстве, и на отрасли. Люди, которые это придумали, склонны к манипуляциям и стравливанию – о многом говорит уже то, что они выдают свою инициативу за коллегиальную позицию всего рынка, в то время как большинство в отрасли с этим категорически не согласно», — поясняет Эльдар Жума, председатель АБК.
Говорить от имени большинства председателю АБК, вероятно, позволяет тот факт, что эта организация действительно объединяет семерых по-настоящему крупных игроков букмекерского рынка. За 2022 год совокупный объем поступлений в бюджет от ее участников составил 54,2 млрд тенге – это более 70% налоговых отчислений всей отрасли. И все без исключения члены АБК, как уверяет Эльдар Жума, считают идею единой обязательной СРО как бесполезной, так и подозрительной.
В частности, по их мнению, подозрения вызывает несостоятельность аргументов в пользу создания единой обязательной СРО. В презентации своей идеи ее инициаторы используют довод, что обязательная СРО станет качественной «заменой неэффективного, коррупционного и обременительного государственного регулирования».
В то же время остается неясным, что из перечисленных недостатков проявилось в регулировании букмекерской деятельности в Казахстане – конкретные примеры коррупции и неэффективности государства остались в прошлом. По крайней мере ни при нынешнем руководстве МКС, ни в эпоху предыдущего министра ничего подобного замечено не было.
Далее критики инициативы обращают внимание на то, что СРО с обязательным участием могут возникать не во всех подряд, а исключительно в определенных сферах деятельности. А именно таких, где часть своих функций государство может обоснованно передать в бизнес-среду. При этом важнейшим условием такой передачи является обязательность указанного вида деятельности.
Это касается, например, оценочной деятельности, когда государство делегирует выполнение оценки (обязательной, согласно закону) Палатам оценщиков – то есть СРО, подотчетным Минфину. Или когда Палаты юридических консультантов оказывают социально уязвимым слоям населения гарантированную помощь – то есть выполняют функцию, прописанную в Законе «Об адвокатской деятельности…»
Однако в данном случае речь идет об организации спортивных пари, а это лишь часть индустрии развлечений, а не жизненно важная разновидность экономической деятельности, признанная законом обязательной. С учетом этого в Ассоциации не сомневаются, что внедрение единой обязательной СРО для букмекеров стало бы не только нарушением Закона «О саморегулировании», но и дискредитацией всех его общественно значимых целей.
Члены АБК также усматривают в появлении обязательной СРО возможности для монополизации рынка и давления на игроков рынка со стороны инициаторов.
«В руках нескольких людей, по сути, окажутся рычаги управления целой отраслью. Можно ли исключать неправомерное использование таких рычагов? Конечно, нет. Избавившись от госрегулирования, то есть надзора со стороны государства, эти люди по своему усмотрению смогут раздавать и отбирать лицензии, действовать в интересах не всей отрасли, а отдельных игроков. Они могут элементарно рассорить некоторых участников рынка как между собой, так и с госструктурами. А затем, действуя четко по принципу «разделяй и властвуй», укреплять собственное влияние, своевременно вмешиваясь в собственноручно спровоцированные конфликты».
Нельзя не отметить и серьезный риск потери инвестиционной привлекательности РК.
«Привлекательность нашей сферы является одним из приоритетов госпрограммы развития туристической отрасли Казахстана. А основной критерий для заинтересованности крупных международных инвесторов – прозрачное и простое регулирование, тогда как наличие «мутных» посредников всегда является отталкивающим фактором.
Выходит, что появление этой бесполезной СРО может попросту убить инвестиционную привлекательность нашей отрасли и помешать достижению целей госпрограммы», – рассуждает Эльдар Жума.
Еще более странной инициатива выглядит, если вдуматься в число игроков отрасли, которых за все время существования легального букмекерства в Казахстане было от силы 15, а активно работающих в сфере букмекерства и сейчас не более 10.
Это не сложно устроенный гостинично-рентный бизнес, где любой обладатель сдаваемой недвижимости автоматически может быть приравнен к участникам рынка наравне с крупными международными сетями – и где повышение эффективности системы регулирования действительно необходимо. Но зачем нужны столь кардинальные и авантюрные изменения в регулировании деятельности полутора десятков весьма прозрачных организаций – ни один толковый эксперт не назовет ни одной внятной причины. Вернее, одну точно назовет каждый: личный интерес тех, кто это затевает.
Но если в случае с букмекерским рынком еще можно не допустить образование на его теле злокачественных наростов, то возникает ряд вопросов о положении дел в других сферах экономики Казахстана. А именно, в каких из них, в каком количестве и под каким прикрытием существуют посредники-прокладки, обильно впитывающие денежные потоки, используя нормы о саморегулировании для самообогащения.
Автор Марина Захарова
Источник 365info.kz