Ежегодный оборот нефтесервисных услуг в сфере недропользования составляет в среднем $7 млрд в год. Об этом сообщил гендиректор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов.

Из них около 50% приходится на долю казахстанских предприятий. Однако, по словам Жумагулова, на долю стабилизированных контрактов в месторождениях Карачаганак, Тенгиз и Кашаган приходится 75% всего объема нефтесервиса. И в этих договорах львиную долю закупок занимают зарубежные подрядные организации. Казахстанским компаниям остается субподряд.

"Из 100 крупнейших подрядных компаний в мире в Казахстане работают более 20 компаний и не менее 10 компаний работают по вхождению", – заметил спикер.

По словам Жумагулова, причиной этому является то, что зарубежные подрядчики узнают о готовящихся крупных тендерах в нефтянной сфере Казахстана раньше, чем местные компании. Поэтому первые успевают подготовиться. Он пояснил, что в новом Кодексе о недропользовании предусмотрена условная скидка в размере 20% во время тендеров для казахстанских поставщиков работ и услуг. Но, по словам спикера, отечественные игроки ни разу не получали скидку. При этом иностранные предприниматели научились выдавать себя за отечественные и пользоваться льготами.

"Зарубежные подрядчики ищут партнеров из числа казахстанских компаний, поскольку некоторые операторы требуют создания совместных предприятий и консорциумов на крупные капитальные проекты. В большинстве же случаев иностранные компании в Казахстане регистрируют здесь ТОО и получают статус казахстанской компании. Многие буровые и строительные компании отмечали то, что предусмотренная в старом законе и новом кодексе условная скидка в отношении казахстанских производителей работ и услуг в размере 20% на практике не действует, поскольку эти компании имеют статус ТОО, в штате содержат до 90% граждан Казахстана, соответственно, условная скидка не применяется ими", – указал спикер.

При этом Жумагулов заметил, что за счет иностранных инвестиций в Казахстане было реализовано много промышленных проектов. Примером он назвал строительство линии легкорельсового транспорта в Астане за $1,5 млрд.

"Известно, что деньги выделены Китаем. Соответственно, когда деньги идут из-за рубежа – кредитор устанавливает свои правила игры. Однако иностранные подрядчики не знают весь рынок и приобретают товары и услуги из-за рубежа. Вот в Россиии есть Фонд прямых инвестиций, в котором государство является соинвестором во многих крупных промышленных проектах и объектах. И если в Казахстане тоже создать такой фонд, казахстанская сторона станет соинвестором и сможет диктовать определенные условия при выборе подрядчиков и установлении требований по казахстанскому содержанию", – отметил Жумагулов.

Также он предложил пересмотреть статус "казахстанской компании" в части учредителей, капитала, где доля казахстанской стороны будет составлять не менее 50%.

"Поскольку, если стоимость контракта превышает сотни миллионов долларов, очень мало казахстанских компаний могут предоставить банковскую гарантию или которые имеют оборотные средства для реализации таких проектов. Поэтому необходима заблаговременная подготовка и поддержка уполномоченного органа в лице министерства энергетики", – пояснил Жумагулов.

Он отметил, что в рамках проекта расширения Тенгиза планируется подписать четыре крупных контракта.

"Самый крупный и длительный проект – это завод по закачке добываемого газа, его выиграла компания "Велесстрой". Второй самый крупный тендер – завод по строительству переработки нефти 3 GP, его разделили на две части и отдали двум разным компаниям. Третий крупный проект связан со строительством трубопроводов на различных месторождениях. Данный тендер выиграла компания Bonati. Четвертый тендер – это общестроительные работы на этих объектах: обустройство, подготовка площадки, электрификация. Выиграл консорциум ГАТЭ, который для себя определил и номинировал казахстанских субподрядчиков", – уточнил спикер.

Контракты подписаны, но в связи с тем, что идет задержка с модулями, по его мнению, основные работы будут осуществлены в 2019 году.

 

Источник lsm.kz