Открытие газопровода Восточного Средиземноморья между Кипром, Грецией и Израилем произведет революцию в экономике и геополитике региона. Проект основан на зарождающемся союзе между тремя странами, действовать которые должны осторожно, учитывая оппозицию соседних государств.


20 декабря премьер-министры Кипра, Греции и Израиля собрались в южном израильском городе Беэр-Шева. Все три стороны публично обязались подписать в ближайшее время соглашение на высоком уровне, которое укрепило бы один из самых длинных и глубоких подводных газопроводов в мире.

Ожидается, что он будет поставлять около 10 млрд куб. м природного газа в ЕС через Грецию и Италию. ЕС заинтересован в поддержке проекта и диверсификации импорта природного газа за пределами санкционированной России и снижении добычи газа в Северном море. 

Проект обеспечит 10-15% прогнозируемых потребностей ЕС в природном газе. США поддерживают проект, так как считают трехсторонний союз оплотом демократии и стабильности в авторитарном, охваченном войной регионе.

Новый региональный альянс

Это развитие – кульминация альянса, который создавался годами. За последнее десятилетие наблюдается рост сотрудничества между Кипром, Грецией и Израилем, все три страны поддерживают друг друга в различных стратегических областях. Это подразумевает и углубление военных связей перед лицом все более нестабильного и подверженного конфликтам Восточного Средиземноморья. Эти события имеют прямое отношение к Турции, которая становится все более агрессивной и авторитарной. Турция может сорвать проект, учитывая продолжающийся кипрский конфликт.

Проект станет кульминацией стратегического альянса между тремя странами, которые сталкиваются с агрессивными конкурентами и кризисами в регионе. Турция, Россия и Иран действуют в регионе все активнее, стремясь отстаивать свои интересы. Поскольку США играют меньшую роль, Кипр, Греция и Израиль смогут укрепить связи посредством двусторонних отношений или секретариата в экономическом, политическом и военном отношениях.

Кто получит выгоду?

Экономики отдельных государств в рамках трехстороннего альянса получат огромную пользу от проекта. По оценкам месторождение Афродита содержит примерно 4,5 млрд куб. м природного газа на Кипре, оно разрабатывается в пределах его исключительной экономической зоны (ИЭЗ), а это составляет огромную сумму. 

По оценкам в ИЭЗ Израиля значительно большие объемы природного газа на месторождениях Левиафан и Тамар. Эти маленькие страны получат огромную выгоду от возможности экспортировать на огромный рынок ЕС через Грецию. Экономика последней, скорее всего, получит поддержку от инвестиций, необходимых для развития инфраструктуры трубопровода. Есть возможность подключения трубопровода к египетскому месторождению Зохр.

ЕС выиграет от возможности диверсифицировать свои источники энергии. Это позволило бы ЕС гарантировать энергетическую безопасность своим государствам-членам на фоне падения добычи в Северном море. Чрезмерная зависимость от российского природного газа ставит ЕС в трудное положение, поскольку он продолжает наказывать Россию за деятельность в Украине и вмешательство в демократические процессы стран-членов ЕС. ЕС попытается снизить рыночные цены на природный газ, которые неуклонно растут последние несколько лет. В долгосрочной перспективе трубопровод Восточного Средиземноморья может поставлять вдвое больше ожидаемого объема добычи в 10 млрд куб. м на экспорт, если текущая разведка на шельфе даст положительные результаты.

Кто проиграет?

На фоне текущих событий Турция и Россия могут проиграть. У Греции и Турции исторически трудные отношения, которые недавно вспыхнули в контексте кризиса государственного переворота и кризиса беженцев 2016 г. 

После войны 1974 г. Кипр и Турция продолжают сражаться за северную половину острова. Израиль и Турция ранее были близкими союзниками. Подъем Эрдогана и его партии более 10 лет назад превратил Турцию в главного покровителя ХАМАСа. Инцидент с турецким судном Мави Мармара способствовал ухудшению связей между двумя сторонами. Турция могла бы стать естественным маршрутом для трубопровода, но продолжающиеся споры дают понять, что этого никогда не произойдет.

Россия – основной поставщик природного газа в ЕС и исторический союзник Греции. Если ЕС продолжит диверсифицировать свои энергетические нужды, уходя от российских газовых гигантов, Россия потеряет рычаги воздействия на ЕС, учитывая цены на газ и геополитические проблемы между двумя сторонами. Исторически близкие отношения между Россией и Грецией также под угрозой. Проект трубопровода активно поддерживается США, а если учесть налаживание отношений России и Турции, Россия, похоже, теряет исторически важные отношения в стратегически важном регионе.

Возможные препятствия

Два главных препятствия для проекта – это ливанская "Хезболла" и Турция. "Хезболла" является главным противником Израиля, обе стороны вели полномасштабную войну в 2006 г. - конфликт, который ни та ни другая стороны не желают повторять. Это то, что "Хезболла" пытается использовать в своих интересах, угрожая нанести удар по морским газовым месторождениям Израиля. Израиль готовится к такому исходу событий, у "Хезболлы" огромный ракетный арсенал. Любая эскалация конфликта может привести к сбоям в проекте.

Президент Эрдоган четко дал понять, что он категорически против любых разработок кипрских газовых месторождений в ИЭЗ без разрешения конфликта. Это произошло на фоне военно-морских действий Турции в прошлом и с началом собственных исследований в ИЭЗ. Турция использовала военную силу в прошлом, а текущие события в регионе, в частности уход США из Сирии, ободрили Турцию. Нельзя сбрасывать со счетов агрессивные действия Турции по защите своих интересов.

 

По материалам: vestifinance.ru