В последние годы от Ржавого пояса Америки до деиндустриализированных районов Европы в центре внимания многих дискуссий по экономической политике оставались жертвы глобализации в богатом мире и политический популизм. Но что если все это вчерашний день?


В новом отчете исследователи McKinsey Global Institute утверждают, что еще до того, как президент Дональд Трамп начал свои торговые войны, была завершена эра офшоринга и разрушения. Они также прогнозируют, что меняющиеся тенденции в области технологий и производства означают, что страны с развитой экономикой, включая США, могут оказаться в лучшем положении, пытаясь извлечь выгоду из уже начавшейся новой волны глобализации.

"Мы уже открыли новую главу глобализации. И сейчас всем - и компаниям, и политикам - важно понять, что нельзя совершить ошибку, считая, что мир остался неизменным с 1990-х и начала 2000-х годов", — сказала Сьюзан Лунд, один из авторов доклада.

Работа команды McKinsey опубликована в преддверии Всемирного экономического форума, который пройдет на следующей неделе в Давосе, на повестке дня которого стоит будущее глобализации. Также можно ожидать более широких дебатов по поводу того, насколько сильно влияют на мировую экономику торговые войны Трампа. Тарифы, введенные в прошлом году администрацией Трампа на импорт из Китая и зарубежный алюминий, сталь, а также солнечные панели и стиральные машины, заставили многих торговых партнеров США выступить с ответными тарифами на импорт. В результате многие компании начали пересматривать и даже менять международные цепочки поставок.

Соотношение реального ВВП США и госдолга с 1970 года

Авторы отчета McKinsey утверждают, что вместо того, чтобы вызвать новый сдвиг, тарифы ускоряют тот процесс, который начался в середине 2000-х гг. и который был замаскирован под экономические последствия финансового кризиса 2008 г.

Для проведения исследования эксперты McKinsey изучили цепочки поставок в 23 отраслях в 43 странах с 1995 по 2017 гг. Они обнаружили, что растущую роль играют крупные развивающиеся экономики. Доля стран с формирующимся рынком в мировом потреблении выросла примерно на 50% за последнее десятилетие, при этом 40% экспорта развитых стран сейчас направляется в страны с развивающейся экономикой.

Также они обнаружили, что расходы на оплату труда играют все меньшую роль в принятии решений о том, где разместить производство. А с 2000 г. инвестиции в нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность и исследования, выросли более чем вдвое с 5,5% до 13,1%.

Как отмечает Лунд, эти выводы указывают на то, почему следующая волна глобализации является сильной стороной американской экономики.

На фоне растущей важности инноваций компании придают большое значение защите интеллектуальной собственности и верховенству закона, а также квалифицированной рабочей силе или другим вещам, которые они могут найти в развитых странах, таких как США. Все большую роль в глобализации играют данные и услуги, которые позволяют провести экономическую интеграцию в областях, в которых у США есть реальное преимущество.

"Все это создает попутный ветер для США и других стран с развитой экономикой", — сказал Лунд.

Технологии также влияют на изменение производства: компании открывают высокотехнологичные фабрики, которые оказываются ближе к потребителям в богатых странах. Это уже приводит к тому, что возвращаются некоторые отрасли. В итоге более бедные страны будут зависеть от трудоемкого экспорта.

В качестве примера Лунд приводит компанию Adidas, которая за последние два года открыла высокоавтоматизированные фабрики по производству кроссовок в Германии и за пределами Атланты, эффективно переведя производство обратно из Индонезии и Вьетнама.

В последние годы в США растет занятость на производстве. Но любое производство, возвращающееся обратно в страну, гораздо менее трудоемко, чем то, которое остается. "Рабочие условия будут другими. Я не думаю, что будут созданы миллионы рабочих мест на производстве", — считает Лунд.

Источник: vestifinance.ru