К 2023 году туристическая сфера Казахстана должна обеспечить не менее 8% ВВП страны

 Может ли «азиатский шенген» стать драйвером для стратегического сектора экономики?

Согласно планам государства, к 2023 году туристическая сфера Казахстана должна обеспечить не менее 8% ВВП страны, а казахстанцы должны иметь возможность путешествовать чаще, чем сейчас. Такие цели были заявлены еще в 2017 году в подготовленной Министерством культуры и спорта РК концепции развития отрасли, также – в проекте государственной программы развития туротрасли Республики Казахстан до 2025 года. О том, что Казахстан должен более активно работать над реализацией концепции развития туризма и госпрограммы еще в конце августа говорил Касым-Жомарт Токаев, принимая участие в работе Международного туристического форума «Улытау-2019».

Активная работа

В августе стартовал экспедиционный тур по Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану под названием «Шелковый путь – путь диалога», а уже в сентябре в столице была проведена Международная туристическая выставка – PATA Travel Mart 2019. Затем прошли мероприятия, направленные на развитие партнерских отношений между Казахстаном и рядом стран с богатым опытом в сфере туризма. В целом одним из путей решения пока еще непреодолимой проблемы привлечения туристов для Казахстана в 2019 году должна была стать инициатива о предоставлении им единого документа для въезда, или, проще говоря, «азиатской визы». Напомним, что данная идея была озвучена на тот момент депутатом Сената Парламента РК, а ныне председателем сената Даригой Назарбаевой еще в июне 2018 года. Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан положительно оценили эту инициативу и проявили живой интерес к ее реализации.

По данному вопросу в сентябре того же года последовало заявление министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы, в котором говорилось о том, что инициатива о взаимном признании виз между Казахстаном и Узбекистаном близится к своему решению. В январе в СМИ сообщалось, что Нур-Султан и Ташкент планируют запустить Silk Road Visa в первом квартале 2019-го. Однако буквально на днях, 23 сентября, заместитель главы МИД Казахстана Роман Василенко сделал заявление, где говорилось о том, «что вопрос о создании и введении «азиатского шенгена» требует больше времени, чем предполагалось».

В связи с этим возникает вопрос, какова перспектива скорой реализации данной инициативы? Не станут ли собственные системы контроля за въездом в республиках Центральной Азии, которые формировались в годы независимого существования, очередным препятствием в развитии туризма. Как будет происходить изменение облика туризма в Казахстане? Согласно официальным данным Комитета по статистике, сейчас вклад отрасли во внутренний валовый продукт Казахстана в 12 раз меньше (0,8%), чем в мире, где, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), он составляет более 10% (с учетом прямого и косвенного эффектов), и около 7-8% мирового экспорта товаров и услуг. Очевидно, что с учетом перспективности туризм может стать для Казахстана «отраслью прорыва» для экономики.

Через шесть лет, согласно концепции, один житель должен совершать по стране больше поездок, чем сейчас. Из текста документов можно понять, что общей целью концепции и государственных программ является создание условий для формирования и продвижения качественного и востребованного продукта, который сможет конкурировать как на внутреннем, так и на мировом рынке. Кроме того, Казахстан должен войти к 2023 году в число лидеров туристских направлений. Не исключено, что целью также является вхождение и в топ стран-лидеров туризма по версии ЮНВТО. Согласно проекту госпрограммы, по показателю эффективности маркетинга и брендинга для привлечения туристов страна должна к намеченному сроку занять 80 место в рейтинге «Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма ВЭФ», по показателю развития инфраструктуры туристского сервиса – 70 место и, наконец, по показателю международной открытости – также 70-е.

Оценка современного состояния отрасли

Статистические данные свидетельствуют о том, что сейчас туристическая активность казахстанцевв находится на низком уровне. Об этом говорят и результаты исследований аналитиков СК «Лондон-Алматы», опубликованные на сайте zakon.kz. Так, согласно опросам жителей Нур-Cултана и Алматы, проведенным в рамках исследований, 42% респондентов ответили, что планируют провести отпуск дома, что связано с финансовыми проблемами. Доля тех, кто отправится на отдых в ближнее и дальнее зарубежье составила всего 19%. В то же время численность приезжающих в страну туристов из года в год растет стабильно, но медленно. Отчасти росту способствовало то, что Казахстан принимал 7-е зимние Азиатские игры, 28-ю Всемирную зимнюю универсиаду, ЭКСПО-2017.

Привлечение иностранцев – большой вопрос?

Очевидно, что улучшение качества услуг и доступность поездок по республике как для самих казахстанцев, так и для иностранцев может сделать казахстанский туристический продукт более конкурентоспособным. В этом смысле действительно прорывным и эффективным средством привлечения туристов из-за рубежа могло бы стать расширение использования механизма электронной визы среди стран Центральноазиатского региона (ЦАР). Речь в данном случае идет о введении вышеотмеченного единого документа для въезда, или «азиатской визы» (центральноазиатской визы) и единой однократной электронной визы для краткосрочного пребывания (на 14-15 дней). Согласно открытым источникам, для граждан около 65 стран уже предоставлено право безвизового въезда в Казахстан в туристских целях, а для граждан КНР и Индии введен 72-хчасовой безвизовый транзит. В случае отсутствия неуправляемых угроз нацбезопасности и национальным интересам РК будет рассмотрена возможность предоставления безвизового режима на 15 дней в туристических целях для граждан Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Таиланда, Филиппин, Индонезии, Вьетнама.

Тем не менее список государств, граждане которых смогли бы въезжать в Казахстан по электронным визам, исходя из логики «азиатского шенгена», все же стоило бы на планомерной основе расширять. Используя все ту же «азиатскую визу», въезд в страну можно было бы открыть через те пункты, которые принимают на себя основные турпотоки – Нур-Султан, Алматы, Шымкент и другие крупные города, не дожидаясь готовности всех остальных. Опыт «шенгенской зоны» и других стран с богатым багажом в сфере туризма показывает, что совмещение въезда по электронной визе с покупкой иностранцами из целевых стран на специализированной цифровой платформе установленного пакета услуг на срок пребывания является самым оптимальным решением. Возможность въезда без визы на 24 часа с дальнейшим расширением – один из примеров снятия других визовых ограничений.

Выдача многократных электронных виз для иностранцев из приоритетных стран может также рассматриваться в качестве потенциальной возможности для единой «центрально-азиатской зоны». Согласно концепции и проекту госпрограммы, уже имеется список целевых рынков – это страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также Индия, Китай и Иран. В этом смысле как нельзя кстати развитию туризма в Казахстане и странах ЦАР пришелся китайский проект Золотого шелкового пути, заявленный в ходе Евразийского экономического форума в Сиане 10 сентября 2019 года.

Мысли участников рынка

Важно отметить, что в целом предложенная концепция и госпрограмма по развитию туризма вполне сбалансированы и устраивают многих. За предполагаемые шесть с лишним лет достичь заявленных в проекте целевых показателей до 2025 года представляется для чиновников и бизнесменов вполне реальным. Также вполне обоснованно описаны соответствующие меры по достижению целевого показателя в 8%. Однако в подобных документах все же хотелось бы увидеть более детальный анализ того, какие именно экономические эффекты ожидаются от стимулирования спроса, поддержки малых и средних предпринимателей, развития дорожной и поддерживающей инфраструктур, предоставления льгот для инвесторов и т.д. Напомним, ежегодный рост мирового рынка туристических услуг составляет в среднем 4%, и притом границ этому росту пока не видно. Как не раз отмечал в своем выступлении глава государства Касым-Жомарт Токаев, с точки зрения имеющихся ресурсов, природных и культурных, Казахстан является самым конкурентоспособным направлением в Азии.

Также не раз отмечалась важность улучшения инвестиционного климата и упрощения визового режима, чтобы в страну и в туристическую инфраструктуру, в отрасль в целом было выгодно вкладывать. По крайней мере, введение многократных виз для граждан тех стран, которые уже предоставляют такие визы казахстанцам, может стать существенным шагом в деле преодоления невидимого барьера. Пока же остается ждать результатов от внедрения системы Tax free в Алматы, а также предстоящего саммита, организовываемого акиматом Нур-Султана и Всемирной туристской организацией, который состоится с 9 по 11 октября 2019 года.


Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)

Источник https://kapital.kz