В недрах министерства национальной экономики зреет решение об обложении НДС лекарственных средств, медицинских изделий и услуг. Сейчас оно находится на стадии обсуждения в экспертных кругах. Но уже с 1 июля вводится 100% цифровая маркировка на лекарства,сообщает exclusive.kz.
Фото: exclusive.kz
Нагрузка на потребителей
– Это несёт казахстанцам автоматическое удорожание этих товаров минимум на 16%. Ещё 12% составляет сам НДС, плюс затраты на бухгалтера, которого аптеки будут вынуждены брать в штат. Помимо этого есть дополнительные разовые расходы на приобретение компьютерной техники и программ. По примерным подсчетам, в среднем каждая аптека потратит на эти цели около полумиллиона тенге. Мы, владельцы аптек, как звено-посредник, будем вынуждены вытаскивать эти деньги из карманов потребителей, – считает руководитель Казахстанской ассоциации независимых аптек Талгат Омаров.
Когда говорят, что маркировка, которую хотят ввести с первого июля текущего года, будет составлять сущий мизер – с каждой единицы товара от 0,3 до 3 тенге (в среднем – 2,4), но это лукавство, реальные расчеты показывают совсем другое. Любую городскую аптеку ежедневно посещает около 100 человек, каждый из них покупает в среднем по четыре наименования продукции. Если 400 единиц товара умножить на 363 дня, а полученное – на 2,4 тенге, то в итоге оператор маркировки получит за свои услуги от одной аптеки 348 480 тенге в год и почти 3,5 млрд. с 10 тысяч аптек имеющихся в стране.
Когда государство работает в интересах неких частных лиц
Постановлением правительства РК от 3 марта 2020 года единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров, причём не только лекарственных, но и всех других медицинских средств, определён АО «Казахтелеком».
– Нам внушают, что это нужно для прослеживаемости товара: кто является его производителем, оптовиком, конечным реализатором, потребителем и т.д., Но те предприниматели, которые занимаются реализацией уже маркированных товаров, например, табачных и спиртных изделий, обуви, одежды из меха, утверждают, что её на самом деле нет. Да мы и сами уже успели столкнуться с этим. Недавно я покупал дубленку из овчины. Продавцы магазина заявили изначально, что она стоит 430 тысяч. Я поторговался и купил за 185 тысяч, но за наличный расчет. Это наглядный пример того, что в магазинах продаются контрафактные товары. Но если маркировка не является рабочим механизмом, тогда зачем она нужна, – говорит Талгат Омаров.
А вслед за этим он задаёт следующие вопросы: «Неужели это необходимо для того чтобы пополнять счета АО «Казахтелеком» десятками и сотнями миллиардов тенге, которые мы, владельцы аптек, как звено-посредник, будем вынуждены забирать у потребителя? Но вот вопрос – выдержит ли его карман это?». Ответ по всей видимости очевиден – скорее всего нет.
Когда министерство здравоохранения решило регулировать своим приказом предельные цены на лекарства, то собственники аптек их стали продавать на 10-15% ниже закупочной стоимости. Делали это, естественно, вовсе не из-за благородных побуждений.
– Есть законы рынка – выживает тот, кто конкурентоспособен и довольствуется малой маржой. А мы по чекам видим, что люди начали покупать в рассрочку препараты стоимостью не более 500 тенге. Это ли не сигнал о том, что наш человек неплатежеспособен, а государство работает в интересах неких частных лиц. А именно – акционеров АО «Казахтелеком», оператора маркировки.
Невольно вспоминается Кантар, когда люди, прямо в разграбленных ими магазинах брали новую обувь, и уходили, оставив там свою летнюю затёртую до дыр обувь, – говорит Талгат Омаров.
Палата предпринимателей против единых операторов
В комментариях редакции заместитель председателя НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил: «Палата против введения каких-то единых операторов. Может, какая-то логика и есть, но в целом этот механизм нужно бы пересмотреть. На сегодняшний день участники первого этапа маркировки сообщают, что ИС МПТ (информационная система маркировки и прослеживаемости товаров) осуществляется в ручном режиме, а дистрибьюторы продолжают работать в тестовом в виду недоработки продуктивной версии».
Однако, несмотря на отсутствие полной готовности ИС МПТ, по его словам, в правительстве всё же обсуждается вопрос административной ответственности за реализация немаркированного товара.
– Введение полномасштабной маркировки лекарственных средств с 1 июля 2024 года без полноценно работающей системы приведет к снижению доступности лекарственных средств и качества медицинской помощи. Кроме того, отсутствует возможность разагрегации транспортной упаковки товара, что значительно увеличивает временные и кадровые затраты участников маркировки. Поэтому НПП считает необходимым поэтапной внедрение их маркировки и прослеживаемости лекарственных средств, – отметил Тимур Жаркенов.
Говоря о наличных расчетах за товары, он предположил, что это может быть связано с желанием избежать маркировки товаров, чтобы оставаться анонимным при совершении покупок. Однако, по слова эксперта, такие переходы могут также создать условия для увеличения объёмов теневой экономики и снижения прозрачности в обороте товаров.
Вместе с тем, объясняя, почему выбор пал на АО «Казахтелеком» в качестве единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане, Жаркенов предположил, что это может быть обусловлено несколькими факторами:
- «Казахтелеком», являясь одним из крупнейших телекоммуникационных операторов в Казахстане, имеет широкую инфраструктурную сеть, которая может быть использована для реализации системы маркировки и прослеживаемости товаров.
- Оператор связи имеет опыт и технические ресурсы для разработки и внедрения технологически сложных систем, которые могут быть необходимы для обеспечения маркировки и прослеживаемости товаров.
- «Казахтелеком» может быть независимым от производителей и дистрибьюторов товаров, что важно для обеспечения надежности и объективности системы маркировки.
По словам представителя НПП решение о выборе «Казахтелекома» в качестве единого оператора может быть поддержано государственными органами, которые видят в этом стратегическую значимость для борьбы с контрафакцией и обеспечения безопасности товаров на рынке.
Однако при этом Тимур Жаркенов уточняет, что точные причины выбора «Казахтелекома» в качестве единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров могут быть известны только лицам, принимавшим это решение, то есть могут быть включены дополнительные политические и экономические факторы.
Автор Мерей Сугирбаева
Источник exclusive.kz