В Европе произойдет самый крупный перенос торговли акциями за более чем два десятилетия в то время, как в 2021 году откроются биржи, а центр тяжести Brexit сместится из Лондона.
Хотя участники рынка надеются, что годы подготовки после того, как Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза, означают, что перевод большинства активов, номинированных в евро, таких как акции и производные финансовые инструменты, из страны будет относительно плавным, долгосрочные последствия этого процесса неясны и вызывают опасения.
«Это событие масштаба большого взрыва, и это одна из вещей, которую рынок еще не понял», - сказал Рейтер Аласдейр Хейнс (Alasdair Haynes), исполнительный директор лондонской торговой платформы Aquis Exchange.
«Это всё буквально произойдет в определенный день, и мы должны молиться Богу, чтобы на рынке не произошло каких-то экстраординарных событий, связанных с созданием больших объемов», - сказал Хейнс.
Хотя знаковая торговая сделка, согласованная на прошлой неделе, устанавливает правила для таких отраслей, как рыболовство и сельское хозяйство, она не распространяется на гораздо более крупный финансовый сектор Великобритании, а это означает, что автоматический доступ на финансовые рынки ЕС прекращается 31 декабря.
Ближайшие несколько дней нового года позволят впервые почувствовать влияние сдвига, и регуляторы по обе стороны Ла-Манша будут пребывать в состоянии повышенной боеготовности на случай сбоев в работе рынков 4 января, в первый торговый день нового года.
ЕС хочет уменьшить зависимость от лондонского Сити в сфере финансовых услуг и видеть больше торговли на основе евро во Франкфурте, Париже, Амстердаме и других финансовых центрах блока.
Это разделит европейские рынки акций, облигаций и деривативов на два отдельных торговых пула, что вызовает опасения, что инвесторы получат менее конкурентоспособные цены.
Банки ЕС должны торговать выраженными в евро акциями внутри блока с 4 января, что вынудит их переключиться с платформ, которыми управляют такие компании, как Cboe Europe, Aquis Exchange, Turquoise Лондонской фондовой биржи (LSE) и Goldman Sachs в Лондоне, на финансовые хабы ЕС, которые были открыты в Амстердаме или Париже.
Большинство акций по-прежнему торгуются на их домашних биржах, но на лондонские платформы приходится почти вся трансграничная торговля акциями в оставшихся 27 странах ЕС.
По данным Cboe, в октябре это составляло 8,6 миллиарда евро ($10,4 млрд) в день, или четверть всей европейской торговли.
Дэвид Хоусон (David Howson), президент Cboe Europe, сказал, что почти вся трансграничная европейская фондовая торговля будет переведена в одночасье.
В последний раз такое быстрое изменение объемов происходило в 1998 году, когда дилеров в полосатых куртках на биржевой площадке LIFFE в Лондоне, торгующих фьючерсами на 10-летние облигации Германии, соблазнили более дешевыми электронными экранами Франкфурта.
«Это самый большой сдвиг в торговле отдельными акциями, по крайней мере, за последние два десятилетия», - сказал Хаусон.
Что касается Aquis Exchange, более половины бизнеса компании в будущем будет находиться в ЕС, а не в Лондоне, в то время как Cboe надеется, что со временем клиринг по сделкам с акциями может перейти от конкурентов в Лондоне к своей собственной клиринговой палате в Амстердаме.
Goldman Sachs ожидает, что половина ежедневных торгов акциями на его платформе Sigma-X Europe со временем переместится из Лондона в его новый центр в Париже.
5 декабря компания Cboe провела учебную имитацию, и, по словам Хаусона, это показало, что ее клиенты ожидают перенести всю свою торговлю европейскими акциями на площадки ЕС.
Еще один крупный источник дохода в Лондоне - это торговля производными финансовыми инструментами на триллионы евро. Эта аномалия, возникшая в 1999 году, когда Великобритания отказалась от введения евро, привела к тому, что преобладающая доля торговли свопами, выраженными в евро, приходится на столицу крупнейшего острова в Европе.
Банк Англии предупредил, что торговля процентными свопами на сумму около $200 млрд может быть сорвана, потому что банки, работающие в Великобритании и ЕС, должны торговать внутри своей юрисдикции или на утвержденных платформах в Нью-Йорке.
Это может вынудить Великобританию в последнюю минуту ослабить свои ограничения на торговлю свопами, чтобы свести к минимуму сбои.
Эрик-Ян ван Дейк (Erik-Jan van Dijk), глава казначейства и деривативов в Achmea Investment Management, сказал, что регулирующие органы уже предприняли шаги для снижения некоторых рисков, разрешив банкам ЕС временно продолжать клиринг своих деривативов в Лондоне.
Но торговлю придется сдвинуть с мертвой точки, и некоторые контрагенты с существующими своп-контрактами в Великобритании не хотели менять их до того, как это было абсолютно необходимо.
«Мы можем оставить некоторые существующие позиции в Великобритании, и мы можем решить не вести дела с этими британскими контрагентами в будущем», - сказал ван Дейк.
Управляющий Банка Англии Эндрю Бейли (Andrew Bailey) заявил, что у него будет под рукой весь свой «арсенал», хотя пока регуляторы заявляют, что не ожидают каких-либо угроз для финансовой стабильности.
«Нельзя до конца исключить того, что могут произойти какие-то особые нарушения, учитывая масштаб изменений, но в целом мы удовлетворены хорошим упреждающим управлением рисками во всей системе», - сказал Никхил Рати (Nikhil Rathi), главный исполнительный директор Управления финансового поведения Великобритании (Financial Conduct Authority, FCA).
Первый день торгов в январе может быть даже тихим и спокойным, поскольку объемы могут быть занижены, поскольку некоторые участники рынка могут предпочесть понаблюдать за процессом со стороны, чтобы посмотреть, как всё пройдет, сказали Cboe и Aquis.
В долгосрочной перспективе основное внимание будет уделяться тому, насколько объемы торговли наращиваются внутри ЕС и насколько они будут падать в Великобритании.
«Это не начало конца Лондона, но это чертовски неловкое положение и гол в собственные ворота для Британии», - сказал Хейнс из Aquis Exchange.
Автор Игорь Черненков
Источник finversia.ru