Преобразование госбанка в национальный институт развития полностью освободит его от надзора АРРФР и может исказить конкуренцию на рынке банковских услуг, заявляют аналитики , сообщает inbusiness.kz .

Что будет с Отбасы банком 

Аналитический центр Halyk Finance раскритиковал планы преобразовать Отбасы банк в национальный институт развития. По мнению аналитиков, Отбасы банк должен регулироваться так же, как и любой частный банк .

"Вчера, 22 ноября 2023 года, на пленарном заседании мажилиса в первом чтении был одобрен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики", согласно которому планируется преобразовать Отбасы банк в национальный институт развития. Такое решение позволит вывести Отбасы банк из системы банков второго уровня и из периметра регулирования и надзора АРРФР.

По нашему мнению, это приведет к серьезным проблемам в отношении финансовой стабильности и справедливой конкуренции в банковском секторе, а также вызывает вопросы, насколько обоснована роль Отбасы банка в осуществлении социальной политики государства", – пишет Мадина Кабжалялова.

В рамках рассматриваемого законопроекта изначально планировалось полностью вывести Отбасы банк из системы банков второго уровня и наделить его всеми полномочиями финансового института развития, которые в Казахстане обладают особым правовым статусом. Целью подобных изменений провозгласили обеспечение справедливого распределения жилья среди социально уязвимого населения, ключевым агентом в реализации которой будет выступать Отбасы банк. Это бы полностью освободило его от регулирования и надзора со стороны агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).

При этом Отбасы банк продолжит заниматься стандартной банковской деятельностью, включая прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, кассовые операции, банковские заемные операции, предоставление вкладчикам жилищных займов и др.

Однако законопроект справедливо вызвал споры – против такого решения выступили некоторые депутаты, которые считают, что банк обладает всеми признаками банка второго уровня и должен соответствующим образом регулироваться.

На данный момент непонятно, будет ли Отбасы банк выведен из системы БВУ полностью или частично – возможно, он все-таки станет институтом развития, но некоторые полномочия АРРФР и НБК в части надзора и регулирования сохранятся.

"По нашему мнению, принятие подобного закона может привести к двум серьезным проблемам.

Во-первых, согласно лучшему мировому опыту, финансовые институты развития должны регулироваться так же, как и частные финансовые организации, в полном объеме. Создание регуляторного и надзорного арбитража в ситуации, когда Отбасы банк фактически остается банком и осуществляет все банковские операции, может привести к недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг. Также создается риск для финансовой стабильности, поскольку у Отбасы банка есть вкладчики – физические лица, что требует должного контроля и стандартных инструментов в отношении банков со стороны надзорных и регулирующих органов. Наличие вкладчиков отличает Отбасы банк от других институтов развития, например от Банка развития Казахстана.

Во-вторых, возникает вопрос к законопроекту касательно наделения Отбасы банка полномочиями по учету, постановке и распределению жилья для социально уязвимых слоев населения, поскольку это относится к функциям социальных государственных учреждений и не имеет никакого отношения к роли институтов развития в экономике любой страны. Более того, в такой ситуации выдача льготного кредитования и других субсидий и одновременный контроль очереди нуждающихся в жилье создает конфликт интересов и увеличивает коррупционные возможности", – указывает аналитик HF.

Основная цель институтов развития – это преодоление так называемых провалов рынка для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и диверсификацию экономики. Однако Отбасы банк, занимаясь льготным ипотечным кредитованием по ставкам ниже рыночных и занимая долю в совокупных ипотечных займах порядка 60%, наоборот, вытесняет рыночные механизмы и искажает конкуренцию на рынке ипотечных займов, считают в Halyk Finance.

Источник inbusiness.kz