На ПМЭФ состоялась дискуссия на тему «Российская экономика: как обеспечить достижение национальных целей», в которой участвовали глава Банка России Эльвира Набиуллина, замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин, министр экономического развития Максим Решетников и министр финансов Антон Силуанов. Модератором сессии выступил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. До чего они договорились и какие у спикеров планы на ближайший год, сообщает expert.ru.

Сохранять стабильность, поддерживать доверие, и чтобы денег на все хватило

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Сохранение стабильности

Нужно (и важно) не разрушать, а, наоборот, сохранять макроэкономическую стабильность — такой тезис прозвучал в самом начале дискуссии от председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной.

«Первое, это, конечно, макроэкономическая стабильность. У нас появился опыт, например, жизни в условиях не очень высокой инфляции. Мы к 2017 году достигли 4% инфляции, во что мало верили многие, и где-то 5 лет поддерживали на этом уровне. И увидели, к чему это приводит. У нас появилось и долгосрочное финансирование, ипотека тогда начала расти при ставке рыночной 8–9% и без дорогостоящих бюджетных программ. Поэтому макроэкономическая стабильность — это та основа, которую надо сохранять и не разрушать», — сказала она.

Поддерживать такую стабильность в России, кажется, научились — по словам министра финансов Антона Силуанова.

«Мы действительно научились выходить из тех сложнейших ситуаций, турбулентных мировых, с которыми сталкивались все страны — это COVID, 2019 год, санкции, которые до сих пор все никак не остановят западные страны. Мы научились, как выходить из этих сложнейших ситуаций, а научились в том числе благодаря и денежно-кредитной политике, и бюджетной политике, в первую очередь, бюджетным принципам, правилам, которым мы следовали», — сообщил он.

Глава Минфина напомнил, что ключевым фактором стремительного экономического развития России послужили санкции недружественных государств.

«Почему так произошло быстро [что Россия вышла на четвертое место в мире по ВВП по паритету покупательской способности]? Мне кажется, во всем виноваты санкции. Они вводят санкции с удовольствием и сами стреляют себе в ногу. Экономика у них стагнирует, у нас — растет. Поэтому этот процесс [экономического роста России] ускорился», — уверен он.

По мнению министра экономического развития Максима Решетникова, главный вызов следующих шести лет — поддержка инвестиционной активности.

«Первая задача — это поддержать инвестиционный рост в условиях, когда будут более высокие процентные ставки, меняется налоговая нагрузка. Выстроить систему управления технологическим развитием на уровне инструментальном, с пониманием, что для некоторых технологий для нашего рынка [ее] недостаточно, и понадобится бюджетная поддержка и налоговые льготы», — сказал он.

В качестве еще одного вызова глава МЭР назвал развитие в условиях нехватки трудовых ресурсов: потребуется постоянная работа над производительностью труда, повышение гибкости рынка труда, максимальное использование преимуществ платформенной экономики.

Налоговое совершенствование

Поддержать дальнейшее развитие экономики, способствуя росту инвестиций в России, может повышение налогов на бизнес, поделился мнением Максим Решетников.

«Повышение налогов на бизнес в общем и целом может сказаться позитивно на инвестициях, если мы правильно настроим те механизмы, которые сейчас заложены. Это федеральный инвестиционный налоговый вычет, это два типа региональных налоговых вычетов, которые в налоговом кодексе существуют, и если мы дадим регионам ресурс на это, то в общем и целом мы можем, не потеряв в темпах экономического роста, существенно добавить его в качестве. За счет того, что инвестиции пойдут в отрасли, которые нам необходимы, в том числе с привязкой к таксономии», — сказал министр экономического развития.

Замглавы администрации президента Максим Орешкин вставил важную ремарку о том, что простое повышение налогов на бизнес будет, наоборот, контрпродуктивно.

«Просто налоги повысить будет контрпродуктивно, важен вопрос, у кого забираем и на что тратим, это вопрос уже не просто повышения налоговой нагрузки, а структурного изменения в экономике», — подчеркнул он.

Замглавы АП указал, что налоговые изменения должны стимулировать бизнес осуществлять инвестиции.

«С точки зрения налогообложения бизнеса мы должны стимулировать тех, кто больше инвестирует. Инвестиционный налоговый вычет — о нем правительство пока говорит вскользь, но это один из краеугольных элементов того, как будут стимулироваться инвестиции, поддерживаться инвестиции в экономике», — уверен Максим Орешкин.

Поддержка доверия

Здесь модератор сессии указал, что рост инвестиций должен опираться на доверие рынков, и напомнил о недавнем решении суда об обращении активов холдинга «Макфа» в доход государства.

«Я правильно понимаю, что мы теперь будем производить государственные макароны?» — спросил Андрей Макаров.

«Или „Соликамский магниевый завод“, права миноритариев. Акции завода торговались свободно на Московской бирже, вслед за решением по основным владельцам прокуратура Пермского края потребовала изъять оставшиеся акции и у миноритариев. Как быть с Гражданским кодексом, который запрещает истребование бумаг, приобретенных на организованных торгах?» — поинтересовался глава комитета ГД.

Отвечая на эти вопросы, глава Минфина Антон Силуанов подтвердил планы по продаже активов, которые перешли государству по решению судов.

«Эти активы находятся в казне, передали в казну, и мы их будем реализовывать, такие задачи Росимуществу поставлены. Не держать, не управлять, нам не нужна такая государственная экономика», — сказал он.

Тут к министру финансов обратилась глава ЦБ Эльвира Набиуллина: «Вопрос не в том, что вы их не будете держать в госсобственности, а отдадите в частную собственность, вопрос в том, что у добросовестных приобретателей на организованных торгах они были изъяты. После этого мы не можем ожидать, что люди со своими деньгами будут покупать акции на организованных торгах», — указала она.

Глава Минфина был вынужден согласиться: «Если права собственности подлежат сомнению, о каком инвестклимате можно говорить, и денег не хватит бюджетных, поэтому мы надеемся, что в суде вопрос будет рассмотрен, будет взвешенное решение».

«Мы вместе с Минфином не решим этих фундаментальных задач», — посетовала глава ЦБ РФ.

«Мы только что обсуждали миноритарных акционеров, конечно, Центральный банк с Минфином могут придумать некоторые инструменты стимулирования, налоговой настройки и так далее, но это не будет решать фундаментальных проблем, связанных с доверием к рынку капитала, поэтому это задача всех, всего государства», — пояснила она.

Для их решения, по словам председателя Банка России, необходимы более широкие усилия — всего государства, не меньше.

Рост капитала

«На самом деле, если мы хотим, а я думаю, что мы хотим инвестиционного роста, чтобы уровень жизни рос, и нам нужен этот рынок капитала, тогда надо всем вместе работать над тем, чтобы этот рынок капитала и доверие создавать», — отметила Эльвира Набиуллина.

Все же некоторое доверие к финансовой системе в стране сохраняется, полагает она: «В целом доверие к финансовой системе сохранено. Например, к банковской системе. Простой показатель — приносят ли люди деньги в банки. У нас, конечно, и ставки высокие, привлекательные депозиты, но депозиты выросли на 25%, за год 10 трлн рублей люди принесли в банковскую систему».

По словам главы ЦБ, восстанавливается и доверие инвесторов к рынку капитала — от «удара, который был получен из-за санкций».

«Это показывает и рост IPO. Наверное, нельзя говорить о буме IPO, но их стало больше», — заключила она.

Ближайшие задачи

В завершении сессии Андрей Макаров традиционно опросил спикеров об их KPI на следующий год.

«Перезапуск повестки развития. У нас заканчиваются одни нацпроекты, налоговые изменения. Перезапуск структурных изменений в стране — это главный KPI, главная задача для того, чтобы мы понимали, что все запланированное обеспечено финансами, находится в активной фазе реализации», — сообщил замглавы АП Максим Орешкин.

«Достижение инфляцией цели и поддержание ее на этом уровне. Цель — 4%», — указала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Глава МЭР Максим Решетников упомянул работу над повышением реальных темпов роста частных инвестиций. По его словам, динамика инвестиций в основной капитал по итогам I квартала 2024 г. оказалась настолько положительной (+14,5% год к году согласно Росстату), что прогноз на весь год могут пересмотреть в сторону повышения (в апреле МЭР прогнозировало +2,3% за 2024 г.).

«У нас по году 2% [прогноз по росту инвестиций]. Данные первого квартала позволяют, наверное, пересмотреть эту цифру [в сторону повышения]. Будем смотреть летом прогноз», — сказал глава МЭР.

«Хочется, чтобы в следующем году мы здесь обсуждали, не где взять, а куда потратить лишнее, — сказал министр финансов Антон Силуанов. — Чтобы обеспечить наши все экономические планы и плюс к этому, чтобы у нас были [дополнительные] деньги, про которые можно будет порассуждать, куда их эффективно потратить».

Автор Илья Арзуманов

Источник expert.ru