Выплаты по облигациям обычно более подвержены инфляционным рискам, потому что обычно осуществляются на базе фиксированных процентных ставок, а это означает, что рост инфляции уменьшает их покупательную способность.
По мере развертывания всемирной кампании по вакцинации и того, как восстановление глобальной экономики набирает обороты, все чаще слышатся разговоры о росте инфляции и риске «перегрева» экономики США. Bank of America недавно выпустил предупреждение о потенциальных рисках транзиторной гиперинфляции.
Самый важный вопрос, которым сегодня задаются менеджеры инвестфондов, это закончился ли в 2021 году длящийся уже 40 лет тренд снижения темпов инфляции?
С моей точки зрения, инфляционные процессы – это, возможно, самый важный фактор, который следует принять во внимание инвестору при формировании и управлении своим инвестиционным портфелем в ближайшие 10–20 лет. Если запланированный вами горизонт инвестирования составляет от 10 до 20 лет, его минусом будет риск непроведения корректировки показателей с учетом инфляции, особенно во времена, когда традиционные инструменты с фиксированной доходностью предполагают «риски без дохода», а криптовалюты вроде биткоина бьют все мыслимые рекорды.
Инфляционный риск обычно определяется как риск того, что инфляция уменьшит доходность инвестиций из-за снижения покупательной способности фиатной валюты. Выплаты по облигациям обычно более подвержены инфляционным рискам, потому что обычно осуществляются на базе фиксированных процентных ставок, а это означает, что рост инфляции уменьшает их покупательную способность.
Неистовые денежно-кредитные смягчения, проводимые центральными банками множества стран, стимулируют экономическую активность, одновременно с этим обесценивая национальные валюты. Растущие цены на золото и биткоин – яркие индикаторы этого явления, ведь инвесторы стремятся защитить свои вложения от инфляции.
Министр финансов США Джанет Йеллен недавно упомянула, что, если многотриллионные планы по расходованию средств, предложенные президентом Байденом, будут одобрены Конгрессом, «повышение процентных ставок может оказаться необходимым», чтобы не допустить «перегрева» экономики страны. Это пример самого открытого заявления от представителя Федрезерва о том, что инфляционное давление, усиленное мерами госстимулирования, а также накопившееся желание потребителей тратить деньги могут нанести реальный вред экономике. Министр далее заверила, что надвигающаяся инфляция ее не тревожит, однако в краткосрочной перспективе следует ожидать роста цен как результата усиления экономической активности.
Возвращение инфляции, которое, кажется, уже признается большинством экспертов, может стать одной из основных экономических тем 2021 года наряду с восстановлением цен на сырье. С начала года фондовыми рынками, показавшими наилучшие результаты, стали рынки, тесно связанные с сырьевыми товарами, такие как Монголия и Казахстан.
Усиление инфляционных процессов на начальном этапе приведет к более крутым кривым доходности, однако в дальнейшем, на мой взгляд, усилится контроль со стороны центробанков и увеличится превращение долговых обязательств в наличные деньги. Вероятно, это продолжит направлять взгляды инвесторов в сторону реальных активов, в особенности сырьевых товаров, и развивающихся рынков. Богатые сырьем страны вроде России и Казахстана (несмотря на высокие геополитические риски, присущие первой) будут лучшим средством хеджирования относительно усиливающихся ожиданий роста инфляционного давления в мировом масштабе.
По мере выхода планеты из локдаунов и, хотелось бы надеяться, окончания пандемии инвесторы вспомнят знаменитое высказывание Фридриха Августа фон Хайека: «Не будет преувеличением сказать, что наша история – это по большому счету история инфляции, обычно спроектированной правительствами для собственной выгоды».
Автор Райнер Майкл Прайсс
Источник forbes.kz