Какими могут быть дальнейшие демократические реформы , сообщает informburo.kz .
Как повлияют озвученные президентом Токаевым инициативы на будущее Казахстана? Как их следует воплощать в жизнь? Будут ли они работать на практике? И какими должны быть дальнейшие демократические преобразования? Об этом говорили эксперты в ходе круглого стола, прошедшего на базе медиаплощадки Службы центральных коммуникаций.
Налог на роскошь – не предел
Директор Института управления Академии госуправления Куат Акимжанов заметил, что в двух последних посланиях президента красной нитью проходит тема неравномерного распределения благ.
"За последние 15–20 лет у нас проводилось очень много реформ. Но большинство из них были ради интересов тех же самых конгломератов и олигархических группировок. Теперь всё это предстоит решить. И в послании, к своему глубокому удовлетворению, я это увидел", – заявил Куат Акимжанов.
Именно поэтому глава государства и предложил внедрить налог на роскошь, считает эксперт. Однако, по его мнению, на этом можно не останавливаться. Например, в Послании ни слова не было сказано о введении прогрессивной шкалы налогообложения.
Как объяснил Акимжанов, сейчас у нас плоская шкала – все платят по 10% налогов вне зависимости от своих доходов. А при прогрессивной шкале богатые должны будут платить больше, чем малоимущие.
По словам эксперта, это радикальная мера, но хорошо зарекомендовавшая себя во всех развитых странах. Поэтому её тоже можно включить при создании нового Налогового кодекса.
Трансформация пенсионной системы
Депутат Мажилиса Юлия Кучинская рассказала, что во время выступления президента у неё "было ощущение как-будто кто-то взял твой блокнот и переписал оттуда все проблемы, о которых говорили граждане во время выезда в регионы". Первый вопрос, который всегда волновал людей, по её словам, – это пенсионный возраст.
"Институт социологии при партии показывает, что практически 95% граждан говорят о проблеме выхода на пенсию. Но я думаю, проблема сидит глубже. Здесь больше вопрос о том, как на пенсию жить, как доработать до пенсии", – сообщила Юлия Кучинская.
Она отметила, что понижение пенсионного возраста для женщин до 61 года – это первый шаг, и в дальнейшем от правительства потребуется большая работа по трансформации всей пенсионной системы.
Юлия Кучинская добавила, что в послании были обозначены цели, к которым мы должны прийти. Но эффективность реализации всех поручений президента будет зависеть от того, какие механизмы будут для этого заложены правительством.
"Допустим, создание комфортных условий для 800 тысяч школьников. Это пятая часть от всех школьников. Каким образом будут отобраны эти школы? Где они будут базироваться? Это очень глубокий вопрос, который требует тщательного анализа и понимания ситуации со школами в регионах", – привела пример депутат.
Токаев не продлевает себе полномочия
В своём Послании глава государства предложил ограничить мандат президента одним сроком, но с продолжительностью в семь лет и без права повторного переизбрания.
Политолог Жулдызай Искакова объяснила, что таким образом Токаев не продлевает себе президентские полномочия.
"Срок окончания президентских полномочий Токаева – 2024 год. Ни для кого не секрет, что он бы баллотировался на второй срок. При победе на выборах его второй срок истекал бы к 2029 году. Допустим, в ноябре этого года пройдут выборы, и президент победит. Его полномочия тогда тоже закончатся к 2029 году, спустя семь лет", – пояснила Жулдызай Искакова.
По её словам, подобная система "один срок – семь лет" раньше практиковалась в Турции и Франции, но эти страны отказались от неё. Однако к ней перешли Азербайджан и ряд стран Центральной Азии.
Принимая такое решение, президент, по мнению политолога, исходил из двух факторов – экономическая обстановка в стране и общественное доверие.
"У Токаева нет конкурентов. Он прекрасно зарекомендовал себя как внутри страны, так и на внешней арене – прогремел на ПМЭФ. Уровень доверия к нему зашкаливает. Дальше экономическая ситуация в стране, по прогнозам экспертов, будет не самая лучшая. Президенту будет сложно отвлекаться на выборы в 2024 году. Тем более придётся принимать непопулярные решения", – предположила политолог.
Нужна политическая конкуренция
Зампредседателя Народной партии Казахстана Рахим Ошакбаев отметил, что за всё время в нашу Конституцию было внесено больше тысячи изменений. По его мнению, подобная непостоянность основного закона страны отражается на стабильности нашей политической системы.
Поэтому он предложил ввести запрет на изменение Конституции посредством парламента. Эти решения – в том числе и по срокам президентских полномочий – надо будет принимать только на общенациональных референдумах. Тем более у нас уже имеется положительный опыт по их проведению, заметил эксперт.
Ошакбаев также напомнил, что в 2019 году был изменён закон о партиях. Президент тогда в своей предвыборной программе и первом послании обозначил курс на расширение политической конкуренции и многопартийности. Однако за три года не была зарегистрирована ни одна новая партия.
"Я убеждён, что в новом Казахстане выборы не могут проходить по-старому. Они должны быть высококонкурентными, а их результат не должен быть предсказуем. Необходимо создать условия для справедливой конкуренции между кандидатами и политическими партиями", – заявил Рахим Ошакбаев.
Представитель Народной партии Казахстана высказал мнение, что отсутствие политической конкуренции на парламентских выборах может заложить мину замедленного действия под будущую политическую стабильность страны.
Нет демографического планирования
По мнению замдиректора Института прикладных этнополитических исследований Даны Ашимхановой, социальные проекты, предложенные президентом в Послании, – строительство и реконструкция школ, больниц, выделение средств из Нацфонда детям и другие – могут вызывать рост рождаемости. Это, по её мнению, несёт в себе некоторые риски.
"Если рост рождаемости будет реализован теми слоями населения, чей доход ниже прожиточного минимума, то это может повлечь за собой рост социально-экономического неравенства. Учитывая схемы расселения разных слоёв и этнических групп, это также может стать триггером определённых конфликтов", – пояснила Дана Ашимханова.
При этом эксперт не говорила об отказе от предлагаемых инициатив, а лишь о разработке нормативно-правовых актов в вопросах демографической безопасности. Её поддержала Жулдызай Искакова, которая также является членом Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике.
"У нас нет демографического планирования. Сначала мы говорим "рожайте", а потом – "для кого вы рожали?". Пособия, которые мы наблюдаем, очень маленькие, 18 тысяч на ребёнка не хватает даже на питание. Нужно проводить демографические исследования в институтах и госорганах. Возможно, в программу президента войдут демографические стратегии развития государства. Это важно, чтобы планировать строительство инфраструктуры", – заметила Жулдызай Искакова.
Автор Жазетова Жанель
Источник informburo.kz