Потенциальное возвращение Дональда Трампа в Белый дом в 2025 году создаёт серьёзную угрозу для безопасности Европы. Поскольку война в Украине не прекращается, европейские страны обязаны укрепить свою оборону от реваншистской агрессии президента России Владимира Путина – прежде, чем станет слишком поздно . сообщает exclusive.kz .

Фото : exclusive.kz

Перспектива реализации несдержанным и неуравновешенным Трампом своих угроз – отказ США от исторических обязательств защищать Европу – является настолько пугающей для большинства европейских лидеров, что они, судя по всему, просто игнорируют её. Однако после убедительных побед Трампа на предварительных выборах в штатах Айова и Нью-Гэмпшир практически нет сомнений в том, что он станет кандидатом от Республиканской партии на президентских выборах в ноябре. А учитывая, что он опережает президента Джо Байдена в общенациональных опросах и во многих ключевых штатах, его возврат к власти является реальной и насущной опасностью.

Во время первого президентского срока Трамп неоднократно угрожал вывести США из НАТО – военного альянса, гарантирующего американский ядерный зонтик для Европы. От этого шага его отговорили высшие внешнеполитические советники, в первую очередь, бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон. Однако изоляционистская риторика Трампа усиливается, а это значит, что в случае переизбрания на президентский пост он окружит себя послушными людьми, а не опытными фигурами из истеблишмента.

Хотя Трампу требуется одобрение Конгресса для выхода США из НАТО, он может лишить смысла американские гарантии безопасности, не покидая этот альянс официально. Ему достаточно объявить, что США не придут на защиту европейских стран в случае, если на них будет совершено нападение. Именно это он теперь и говорит: Трамп не просто не будет защищать страну НАТО, на которую напала Россия, но и будет «поощрять» Россию «делать всё, что она, чёрт побери, захочет», если он решит, что данный союзник по НАТО не тратит достаточно средств на оборону.

Вместо того, чтобы просто надеяться на реализацию лучшего сценария, в котором Байден переизбирается на второй срок, продолжает поддерживать Украину и соблюдает оборонные обязательства Америки перед союзниками по НАТО, Европа должна готовиться к худшему. В идеале такие приготовления следовало начать намного раньше – либо когда Путин аннексировал Крым в 2014 году, либо после избрания Трампа в 2016 году.

Если бы фундамент европейского оборонного союза внутри НАТО был заложен десять лет назад, тогда сейчас Евросоюз мог бы воспользоваться преимуществами расширенных коллективных оборонных исследований и более эффективной стратегии военных закупок. Как минимум больше европейских стран смогли бы последовать примеру Польши и Эстонии, значительно увеличив свои оборонные бюджеты за два года, которые прошли с момента нападения России на Украину.

Хотя повернуть часы назад невозможно, отказ действовать сейчас стал бы верхом безответственности. Прежде всего, Европа обязана увеличить поддержку военных усилий Украины. Поскольку республиканское большинство в Палате представителей отказывает Байдену в просьбе о выделении дополнительной военной помощи Украине на сумму $60 млрд, у этой осаждённой страны заканчиваются оружие и боеприпасы.

К счастью, Евросоюз, наконец-то, одобрил четырёхлетний пакет помощи на сумму 50 млрд евро для Украины, который ранее, в декабре, был заблокирован пропутинским премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном.

Европа должна также пообещать долгосрочную помощь Украине, даже если США перестанут её предоставлять. Если Орбан с этим не согласится, другие 26 стран ЕС обязаны найти способ обойти его и предоставить Украине необходимые ресурсы.

Сегодня совершенно очевидно, что в случае, если Россия не потерпит поражения в Украине, Путин нападёт на другие европейские страны. Кремль уже занимается дестабилизацией европейской демократии, финансируя крайне правые и крайне левые партии, выступающие против ЕС, и использует легионы ботов для распространения предвыборной дезинформации в социальных сетях. Тем временем поддерживаемые Путиным хакеры выбирают в качестве целей своих атак критически важную инфраструктуру, например, энергосети и государственные базы данных, а российские истребители нарушают воздушное пространство Швеции и Эстонии.

Соответственно, Европа должна увеличивать собственные оборонные расходы. Как минимум европейские страны обязаны соблюдать установленный НАТО целевой уровень расходов – 2% ВВП. В феврале 2022 года канцлер Германии Олаф Шольц объявил Zeitenwende («поворотный момент») во внешней политике страны, сигнализируя о новых обязательствах по перевооружению. Однако спустя почти два года он до сих пор не выполнил обещание вложить 100 млрд евро в модернизацию вооружённых сил страны. Особо следует отметить, что оборонные расходы Германии, согласно оценкам, достигли лишь 1,2% ВВП в 2023 году.

Кроме того, нужно увеличивать финансирование со стороны ЕС. Тьерри Бретон, комиссар ЕС по вопросам внутреннего рынка, недавно предложил учредить оборонный фонд ЕС в размере 100 млрд евро для финансирования совместных оборонных закупок и увеличения производства оружия и боеприпасов. Предложение Бретона (которое, скорее всего, поддержано его близким союзником – президентом Франции Эмманюэлем Макроном) представляет собой многообещающий первый шаг.

Поскольку экономика Европы несравнимо больше экономики России, страны ЕС могут легко произвести достаточно оружия для удовлетворения как оборонных нужд Украины, так и своих собственных. Но такие инвестиции требуют времени и постоянной поддержки национальных правительств, поэтому нельзя терять время.

Да, Россия обладает огромным ядерным арсеналом. Напротив, в Европе только две страны обладают ядерным оружием – Франция и Великобритания (которая перестала быть частью ЕС и сильно зависит от американских технологий). Учитывая, что Путин уже пригрозил применить тактическое ядерное оружие в Украине, Европа обязана разработать собственную стратегию ядерного сдерживания. Однако для этого потребуются убедительные обязательства Франции и Великобритании использовать свой ядерный потенциал для защиты таких стран, как Эстония и Польша.

Более спорным является другой вопрос: страны, которые лишатся защиты американского ядерного зонтика, могут почувствовать себя вынужденными обзавестись собственными ядерными арсеналами. Украина, отказавшаяся от ядерного оружия, которое оставалось на её территории после распада СССР, получила суровый урок: заверений в безопасности оказалось недостаточно, чтобы сдержать потенциальные атаки России.

Все страны с атомными электростанциями и необходимыми научными ноу-хау обладают потенциалом для сравнительно быстрой разработки собственного ядерного оружия. Кроме того, Франция могла бы поделиться своими техническим знаниями с другими европейскими странами.

Европейское перевооружение может показаться радикальным шагом, однако ставки экзистенциальны. На фоне быстро приближающихся июньских выборов в Европейский парламент тема обороны должна занять одно из первых мест в умах избирателей.

Автор Филипп Легрен

Источник exclusive.kz