Как устроена работа Евразийского фонда стабилизации и развития, правопреемницы Антикризисного фонда ЕврАзЭС, рассказывает inbusiness.kz исполнительный директор Андрей Широков.

– В институциональной архитектуре евразийской интеграции очень мало внимания уделяется ЕФСР. Не могли бы рассказать о миссии фонда, структуре, а также инструментах поддержки?

– В медиапространстве деятельность ЕФСР освещается недостаточно полно. Значительно больше внимания уделяется Международному валютному фонду, чем ЕФСР – евразийскому региональному финансовому механизму, направленному прежде всего на создание условий макроэкономической стабильности. Фонд был создан в 2009 году, в крайне сложный для мировой экономики период – сразу после глобального финансового-экономического кризиса. Это определило его миссию – содействие государствам-участникам в преодолении последствий экономических кризисов и обеспечение долгосрочной устойчивости и развития их экономик. При этом роль фонда в регионе, как института, предоставляющего антикризисную поддержку, является значительной. В качестве иллюстрации, в период с 2010 по 2018 год ЕФСР обеспечил около 20% всего финансирования, полученного от международных финансовых организаций Арменией, Беларусью, Кыргызской Республикой и Таджикистаном.

Объемы чистых потоков в эти четыре страны сопоставимы с финансированием со стороны Всемирного банка. Вообще, в мире есть восемь так называемых региональных финансовых механизмов на разных континентах. Самый известный из них – это европейский стабилизационный механизм, огромный по размеру фонд, с помощью которого Евросоюз поддерживает стабильность в таких странах, как Греция, Кипр и Португалия. При этом ЕФСР – единственный РФМ, который имеет двойной мандат, нацеленный на решение задач как макростабилизации, так и финансирования развития, что обусловлено стремлением его акционеров комплексно решать долгосрочные задачи развития. Высшим руководящим органом ЕФСР является Совет фонда в составе министров финансов государств-участников. Совет фонда принимает решения по вопросам привлечения, размещения и использования средств фонда.

На момент учреждения ЕФСР государства-участники согласились, что администрирование средств фонда возьмет на себя Евразийский банк развития, в котором исключительно для нужд фонда было сформировано отдельное подразделение – Проектный блок ЕФСР. При этом принципиальные решения принимаются на уровне Совета фонда. Фонд наделен уникальным сочетанием инструментов как макроэкономической стабилизации, так и финансирования развития. Если проводить аналогии, то можно представить, что МВФ и Всемирный банк действуют в рамках единой организации. Кредиты бюджетной поддержки направлены на макроэкономическую стабилизацию посредством поддержки платежного баланса и бюджета и обеспечение устойчивого развития через стимулирование структурных и институциональных преобразований.

Их дополняют инвестиционные кредиты, которые предоставляются государствам – членам ЕФСР преимущественно на развитие базовой электроэнергетической и транспортной инфраструктуры. С 2015 год фонд получил возможность предоставлять гранты для развития социальных сфер, таких как образование и здравоохранение. Максимальный объем гранта на один проект составляет 5 млн долл.

– В своей операционной деятельности фонд пытается совместить антикризисное финансирование с инвестиционным. Как удается связать эти разнонаправленные по сути функции?

– Прежде всего, необходимо уточнить один важный нюанс, связанный с антикризисным финансированием. Действительно, в первые годы своей деятельности фонд прежде всего предоставлял финансовые кредиты на покрытие разрывов бюджета или платежного баланса для поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому эти кредиты можно назвать антикризисными. Однако программы последних лет, поддерживаемые финансовыми кредитами фонда, прежде всего были направлены на поддержку важных реформ и мер с целью обеспечения условий для устойчивого экономического роста стран заемщиков.

То есть это скорее не антикризисная поддержка, а бюджетная поддержка, направленная на долгосрочное развитие. Именно поэтому в 2015 году Антикризисный фонд ЕврАзЭС был реорганизован в Евразийский фонд стабилизации и развития, инструментарием которого являются финансовые и инвестиционные кредиты, а также гранты на поддержку социальной сферы. В этом контексте все инструменты фонда направлены на достижение одной ключевой цели – устойчивое развитие экономик стран-участниц. При этом каждый из инструментов имеет свою специфику, включая проектный цикл, бизнес-процессы и порядок предоставления финансирования.

И действительно, для эффективного предоставления всех трех инструментов необходим разный набор компетенций и экспертизы, которую мы в настоящий момент активно наращиваем. Например, в отличие от инвестиционных кредитов, которые должны быть использованы для финансирования конкретного инфраструктурного проекта, согласно утвержденному плану закупок, финансовые кредиты не имеют подобной целевой привязки. Транши финкредитов выделяются после выполнения страной-заемщиком предварительных условий, согласованных в рамках матрицы мер экономической политики и структурных реформ, после чего его средства могут быть использованы для финансирования расходов бюджета.

Также финкредиты могут быть использованы для поддержки платежного баланса. И в этом случае они направляются на поддержку валовых международных резервов страны. Например, размещаются в качестве валютного депозита правительства в центральном банке. Критерии финансовых кредитов прежде всего включают реалистичность матрицы мер, которая при этом должна содержать ключевые реформы, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности и достижение устойчивого долгосрочного экономического роста. Кроме того, запрашиваемое финансирование должно соответствовать реальным потребностям экономики и не приводить к ухудшению долговой устойчивости страны.

– Есть ли у фонда отраслевые приоритеты в финансировании проектов?

– Отраслевые приоритеты на данный момент не оформлены в документах фонда. Как я говорил ранее, стратегия ЕФСР находится в стадии разработки. Мы осуществляем финансирование инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта и сельского хозяйства – проектов, которые обеспечивают долгосрочную устойчивость и экономическое развитие государств – участников фонда, а также интеграцию их экономик. При этом выбор направлений инвестирования напрямую зависит от потребностей, приоритетов и планов развития самой страны. В этой связи мы ведем постоянный диалог с нашими акционерами и партнерами по финансированию развития для определения потребностей и возможностей привлечения средств.

Для фонда важны те направления, которые принесут максимальную пользу экономике с точки зрения долгосрочного эффекта на экономический рост и развитие. Базовая отрасль, на которой строится вся экономика любой страны, – это электроэнергетика, поэтому основной упор делается в этом направлении. Второе направление, без которого невозможно динамичное развитие экономики и вообще любая экономика, – это транспортная инфраструктура. Энергодостаточность и транспортная доступность – базовые условия, без которых об устойчивом экономическом росте говорить не приходится.

– Какие проекты и на какую сумму удалось реализовать за последние 10 лет? Сколько составила финансовая отдача от них для ЕФСР? Сколько и какие проекты сейчас находятся на стадии реализации?

– ЕФСР выполнял свои функции в качестве регионального института Глобальной сети финансовой безопасности в отношении Армении, Беларуси и Таджикистана. В этих странах были реализованы стабилизационные программы из средств фонда в объеме более 5 млрд долларов. Накопленный портфель состоит из 17 проектов на разных стадиях реализации и достиг объема 5,3 млрд долларов. Текущая задолженность составляет 2,9 млрд долларов. Государства-реципиенты получают финансовые средства на льготных условиях, и задача получения прибыли не стоит. При этом за 10 лет существования фонд не получал убытки.

ЕФСР, помимо основного направления по поддержке бюджета и платежного баланса государств-участников, также помогает странам реализовывать проекты по таким направлениям, как строительство и реконструкция автодорог, реабилитация и ввод в эксплуатацию ГЭС, модернизация ирригационных систем, финансирование поставок сельскохозяйственной техники. Недавно фонд начал работать с проектами в области здравоохранения. География проектов включает четыре страны: Армению, Беларусь, Кыргызскую Республику и Таджикистан. ЕФСР может предоставлять финансирование либо в долларах, либо в евро. Судя по текущим проектам, участники отдают предпочтение кредитоваться в долларах.

– ЕФСР заявляет о себе как о региональном финансовом институте объемом 8,5 млрд долларов. Сколько составляет оплаченный капитал со стороны государств-акционеров? Привлекал ли фонд дополнительные средства и какие механизмы фондирования проектов использует? Назовите доступный на сегодня кредитный потенциал фонда?

– 8,5 млрд долларов – это объем первоначальных взносов в фонд. 10% тогда было уплачено в виде денежных средств, все остальное – простыми и необращаемыми векселями. Погашение векселей осуществляется по мере необходимости, точнее говоря, простые векселя погашаются акционерами по требованию. На текущий момент обналичено 2,2 млрд долларов. Фонд использует только свои собственные ресурсы и не привлекает средства на рынках капитала. Временно свободные средства инвестируются в наименее рискованные инструменты с целью защиты их стоимости. Текущий кредитный потенциал составляет порядка 6 млрд долларов.

– Есть ли у фонда лимиты финансирования по странам, а также «привязана» ли кредитная география с объемом взносов по этим странам? Как Фонд строит взаимоотношения, координирует работу с другими партнерами по развитию?

– У каждой страны есть свой лимит доступа, который устанавливается Советом ЕФСР для каждого государства-участника пропорционально размеру ВНД на душу населения, и при этом они могут перераспределяться. Принятию решения о выделении кредита Фондом предшествует процесс изучения заявки проектным блоком ЕФСР, сбора информации, подготовки экспертного заключения.

– С учетом разного объема финансирования самого фонда как построено управление и принятие решений по финансированию между представителями акционеров в кредитной политике?

– Решения о предоставлении финансовых кредитов государствам-участникам основываются на комплексной оценке, включающей анализ финансовых потребностей, платежеспособности и долгосрочной долговой устойчивости. Исследуются институциональные возможности заемщика по достижению заявленных показателей выполнения программ и проектов ЕФСР, качество государственного управления, с учетом оценок Всемирного банка, МВФ и других международных финансовых организаций.

Процедура предоставления инвестиционных кредитов состоит из двух этапов. На первом мы рассматриваем концепцию проекта и возможности для разработки технико-экономического обоснования. Второй и финальный этап состоит в принятии решения о выделении инвестиционного кредита. В соответствии с уставными документами, решения в Совете фонда принимаются простым большинством. Вес голоса пропорционален размеру денежного взноса страны в фонд. При этом следует понимать, что для достижения максимальной результативности работы фонда важно, чтобы все акционеры в целом были удовлетворены принимаемыми решениями. Для этого стараемся регулярно и оперативно взаимодействовать с акционерами по текущим и стратегическим решениям.

– Поскольку мандат фонда заключается в антикризисной поддержке стран, выходит ли кредитная активность за периметр стран ЕврАзЭС? Чем фонд может помочь странам в период, когда кризиса нет?

– Кредитная активность фонда ограничивается государствами – участниками ЕФСР. При этом следует отметить, что фонд открыт для рассмотрения заявок о вступлении новых государств-членов. В относительно спокойных экономических условиях, когда не требуется оказание антикризисной поддержки, ЕФСР может продолжать финансирование инвестиционных инфраструктурных проектов, выдачу грантов, осуществлять мониторинг макроэкономической ситуации с целью выявления рисков, а также оказывать правительствам экспертную поддержку.

– Значительная доля портфеля фонда – «антикризисные кредиты». Как Вы оцениваете состояние и перспективы экономик стран – участниц фонда (и региона в целом), какие основные риски Вы видите?

– Прежде всего, необходимо отметить «ребрендинг» одного из основных инструментов ЕФСР. С 2015 года используется термин «финансовый кредит», основным критерием которого является проведение осмотрительной макроэкономической политики и структурных реформ, направленных на укрепление рыночных основ экономик стран-заемщиков. Бюджетную поддержку ЕФСР следует рассматривать именно с этой точки зрения, т. к. использование понятия «антикризисный» кредит не до конца отражает суть и основную цель предоставления кредита.

Кроме того, рост его портфеля может создать ошибочное впечатление о непрекращающемся кризисе на евразийском пространстве. Наши государства-заемщики уязвимы к глобальным и региональным рискам, особенно ввиду их высокой долговой нагрузки и относительно низкого уровня международных резервов. Кроме того, экономики всех государств – заемщиков ЕФСР зависят от состояния российской экономики, что проявляется, в частности, через каналы денежных переводов, внешней торговли и инвестиций. Также экономики стран-замщиков сильно зависят от производства и экспорта природных ресурсов. Следовательно, при резком ухудшении экономической динамики в России, а также снижении мировых цен и спроса на сырье могут серьезно пострадать экспортная выручка, доходы бюджета и экономический рост. Глобальный экономический цикл уже в зрелой фазе, а это значит, что риски спада повышаются. Поэтому мы ожидаем, что власти стран – участниц фонда будут вести взвешенную, по возможности консервативную политику и будут придерживаться своих бюджетных правил.

– Кто в вашем случае является инициатором «антикризисного» проекта – государство или частный оператор? Как выстроены процедуры согласования между оператором проекта, государством – реципиентом финподдержки и фондом?

– Финансовые кредиты являются суверенным займом, инициатором и исполнителем которого является государство. Алгоритм взаимодействия детально прописан в Порядке по предоставлению финансовых кредитов и включает предоставление заявки на получение финансового кредита, ее оценку нашими сотрудниками, вынесение заключения о целесообразности предоставления финансирования на рассмотрение коллегиальных органов – Экспертного совета и Совета ЕФСР. Финансовые условия традиционно для такого рода институтов – льготные. Мы предоставляем суверенные кредиты, которые отвечают всем требованиям помощи развитию, в том числе и по уровню грант-элемента.

В ответ ЕФСР пользуется статусом привилегированного кредитора. Основные условия фонда заключаются в выполнении мер стабилизационных программ странами, т. е. деньги предоставляются за реформы. В случае инвестиционных кредитов и грантов речь, конечно, идет о реализации проектов в соответствии со всеми принятыми сторонами договоренностями. На текущий момент максимальные возможности фонда по предоставлению нового финансирования составляют около 6 млрд долларов, или около 6% от совокупного ВВП четырех стран-заемщиков. Это эквивалентно примерно 80% суммарного доступа этих стран к ресурсам МВФ на условиях нормального доступа. Страны – участники фонда сильно зависимы от глобальных и региональных шоков в экономике, а уровень резервов стран – получателей ЕФСР в 2010-2018 гг. составил в среднем 2,4 месяца импорта, что недостаточно для эффективного противостояния кризисным шокам. В таком случае ресурсы фонда в состоянии заметно укрепить резервную позицию этих стран.

– Применительно к Казахстану сколько составляет акционерный взнос Правительства в капитал ЕФСР и сколько средств фонда было проинвестировано в страну? Есть ли планы по новым локальным проектам на текущий год? Если да, то расскажите о них подробнее.

– Средства ЕФСР состоят из взносов государств-участников, а также поступлений от предоставления средств фонда на возвратной основе. Общий размер взносов государств-участников в фонд составлял 8,513 млрд долларов. Взнос Республики Казахстан составил 1 млрд долларов, взнос России – 7,5 млрд долларов. Согласно общей договоренности, 10% первоначальных взносов были внесены на счет фонда в виде денежных средств, 90% – в форме простых, необращаемых и беспроцентных векселей государств-участников. Погашение векселей осуществляется по мере необходимости. Хотя у ЕФСР нет юридических ограничений на осуществление инвестиций в казахстанскую и российскую экономики, де-факто сложилось понимание, что Казахстан и Россия не привлекают средства фонда. Тем не менее, полагаю, что Казахстан в выигрыше от деятельности ЕФСР. Казахстан, как и Россия, заинтересован в устойчивом экономическом развитии всего постсоветского региона и особенно Центральной Азии. Стабильность в Кыргызстане и Таджикистане объективно выгодна Казахстану, а ЕФСР выступает одним из важных инструментов содействия этим странам.

– Какие планы фонда на этот год в целом и на ближайшую трехлетку?

– В целом по итогам 10 лет работы могу сделать осторожный вывод, что государства – участники фонда удовлетворены результатами. Вместе с тем есть понимание, что у ЕФСР есть больший потенциал. Поэтому акционеры решили, что целесообразно начинать двигаться в направлении институционального обновления и укрепления. Перед нами стоят амбициозные задачи сформировать сильный самостоятельный региональный финансовый механизм. В настоящее время Советом фонда инициирована административная реформа ЕФСР, направленная на институциональное развитие фонда через повышение качества взаимодействия с акционерами и партнерами по развитию; повышение эффективности операционной деятельности, определение ее приоритетных направлений, наращивание внутренней отраслевой и секторальной экспертизы; развитие аналитической деятельности ЕФСР. До конца 2019 года будет разработана среднесрочная стратегия ЕФСР, которая будет сочетать в себе как накопленный опыт функционирования фонда, так и передовую практику существующих международных финансовых организаций. Султан Биманов


Источник  inbusiness.kz