Запущенная в июне 2010 года американскими миллиардерами Уорреном Баффеттом и Биллом Гейтсом кампания «Клятва дарения» приближается к критическому рубежу. Многие из подписавших обещание отдать больше половины своего состояния на благотворительность достигли преклонного возраста — почти 50 из них уже 80 лет и больше. Все чаще обладателями семейного состояния становятся их наследники. Поэтому в этом году дети и внуки подписавших «Клятву дарения» миллиардеров впервые приглашены на ежегодное собрание участников The Giving Pledge, которое пройдет в Южной Калифорнии, сообщает forbes.ru.
Фото : Delta Philanthropies
Таня Масиива, 32-летняя дочь миллиардера из Зимбабве Страйва Масиивы, считает, что именно ее мать Цици уговорила ее посетить первую встречу Next Gen (next generation — «новое поколение») — собрание детей и внуков участников филантропической кампании «Клятва дарения» (The Giving Pledge). «Мне позвонила мама и сказала, что я обязана быть на конференции», — вспоминает она. В 2015 году Масиива прилетела из Лондона в Омаху, штат Небраска, чтобы принять участие в собрании. Конференцию также посетили две ее сестры, которые приехали из Нью-Йорка и Род-Айленда, где они учились в колледже. «Мы втроем задавались вопросом, что мы там вообще забыли. На конференции поднимались вопросы, на которые у нас еще не было ответов; один из них был про нашу роль в семейном фонде в будущем», — вспоминает Масиива.
После конференции Таня решилась попросить место в совете директоров благотворительной организации Higherlife Foundation, которая была основана ее родителями. Фонд оказывает поддержку организациям в сфере образования, здравоохранения, ликвидации последствий стихийных бедствий и подготовке к ним в Зимбабве и еще четырех африканских странах. В 2016 году Таня присоединилась к ЮНИСЕФ, а через год стала членом совета директоров Higherlife Foundation. В прошлом году ее назначили на пост президента и гендиректора как семейного фонда, так и Delta Philanthropies, некоммерческого фонда, инвестирующего в проекты, направленные на улучшение мира.
«Наши родители всегда говорили нам, что им не нужна слава за их вклад в технологическую сферу. Они хотели, чтобы их помнили как людей, которые повлияли на жизнь детей в нашей стране. Мы запомнили их слова еще в детстве. Но мне кажется, что участие в конференции Next Gen, на которой нам удалось пообщаться с такими разными людьми, помогло мне по-настоящему осознать эту цель», — поделилась Масиива.
После первой конференции Таня приняла участие и в других встречах Next Gen: в 2019 году вместе с группой из 10 участников она отправилась в Руанду с 10-дневным визитом. За это время они посетили больницу, специализирующуюся на лечении раковых заболеваний, которую финансирует Фонд Билла и Мелинды Гейтс, и деревню, где каждой семье ранее предоставили по корове в качестве источника дохода. «Поездка в Руанду была невероятно трогательной. Мы посетили музей, посвященный жертвам геноцида, и мемориалы, пообщались с местными жителями. Когда непосредственно попадаешь в центр всей деятельности, то барьеры рушатся, и твои приоритеты смещаются с личных на мир, в котором мы живем и который хотим изменить», — рассказала Таня.
Группа Next Gen, подразделение «Клятвы дарения», была создана в 2014 году с целью помочь молодым участникам найти сообщество людей с похожими целями и ресурсы, которые помогут им вступить на путь филантропии. Членство в группе является полностью добровольным — не все дети и внуки членов «Клятвы дарения» решили присоединиться к программе (некоторые из них еще слишком молоды, включая трех дочерей Марка Цукерберга и Присциллы Чан). Имена членов Next Gen держатся в секрете, однако некоторые из них сами публично рассказывают о своей деятельности, как это сделала Таня Масиива и Кэтрин Лоренц, внучка покойного миллиардера Джорджа Фидиаса Митчелла (умер в 2013 году), который был одним из первых 40 участников «Клятвы дарения».
Представители группы Next Gen были впервые приглашены на ежегодную встречу участников «Клятвы дарения». В этом году мероприятие, которое пройдет на этой неделе в Южной Калифорнии, соберет представителей разных поколений (ожидается участие около 100 членов Next Gen) в критический момент. Члены «Клятвы дарения» приближаются к рубежу — почти 50 из них находятся в возрасте 80 лет и старше. В последние годы все больше наследников становятся обладателями семейного состояния: по меньшей мере 22 из 242 участников «Клятвы дарения» скончались, и их наследникам предстоит исполнить обещание отдать на благотворительность как минимум половину состояния. Участники программы обещают сделать пожертвования в течение жизни или после смерти, оставив завещание, что и происходит в большинстве случаев.
Другая причина, по которой представители Next Gen были приглашены на встречу в этом году, заключается в том, что многие из них уже принимают активное участие в благотворительной деятельности своих семей — наблюдается заметный рост вовлеченности по сравнению с 2010 годом, когда программа «Клятва дарения» была только запущена.
С 2011 года 45-летняя Кэтрин Лоренц является президентом Фонда Синтии и Джорджа Митчелл (Cynthia and George Mitchell Foundation), принадлежащего ее бабушке и дедушке. Фонд, кроме прочего, поддерживает проекты, обеспечивающие переход на чистую энергетику и сохранение земель. Лоренц также возглавляет группу Next Gen «Клятвы дарения» и сыграла ключевую роль в его создании. Она рассказывает, как в 2012 году она обратилась к команде «Клятвы дарения» с вопросом о том, задумывались ли они о программах для нового поколения. «Они отнеслись к вопросу с энтузиазмом. Главным было определить, существует ли интерес к этому у нового поколения и есть ли человек, готовый возглавить работу над новой программой», — вспоминает она. После этого Лоренц провела большую часть того года, общаясь со знакомыми, которых можно отнести к новому поколению. В итоге она организовала два ужина, чтобы обсудить потенциальный план действий. Первая встреча Next Gen, на которой присутствовали 24 человека, состоялась в 2014 году. Сейчас в группе уже 300 участников со всего мира в возрасте от 21 до 75 лет.
Как и «Клятва дарения», группа Next Gen несколько раз в год проводит ежегодные встречи и ужины в разных городах, на которых затрагивается одна конкретная тема. Лоренц рассказывает об одном собрании Next Gen, на которой перед встречей все прошли тест на определение личности. Цель состояла в том, чтобы показать, что все люди принимают решения по-разному. «Для себя я сочла подобный опыт полезным. Тест показал, что мой тип — «гендиректор». Я с легкостью принимаю решения», — объясняет она. Однако другим личностям необходимо получить всю информацию, прежде чем решить что-то. Это помогло Лоренц осознать, что такие люди есть и в ее семье.
Среди других обсуждаемых тем — воспитание детей с филантропическими ценностями и роль супруга/супруги участника Next Gen. Группа поддерживает связь через WhatsApp, электронную почту, а также сотрудников «Клятвы дарения».
Next Gen помогает членам программы преодолеть страх и начать диалог на сложные темы внутри семьи. «Мне кажется, что среди многих состоятельных людей, а не только среди участников «Клятвы дарения», существует нежелание обсуждать с детьми и внуками свои планы», — считает Лоренц. По ее словам, подобное поведение может быть вызвано целым рядом причин: отсутствием конкретного плана, страхом испортить жизнь своим детям или избаловать их, опасения, что дети еще не готовы к диалогу. «Я считаю, что один из самых больших вкладов Next Gen — поддержка нового поколения. Наша группа помогает понять, что на самом деле подобные разговоры должны происходить в семьях, поскольку, когда [участники программы] покинут наш мир, момент будет навсегда упущен, — добавляет Лоренц. — В большинстве случаев дети или внуки даже не подозревают, что их родные пообещали пожертвовать свое состояние».
На собраниях Next Gen также часто поднимается вопрос о частоте благотворительных взносов. «В нашей семье мы продолжаем обсуждать, когда и как следует использовать средства фонда. Разговоры с другими семьями и их представителями в рамках программы Next Gen определенно заинтересовали нескольких членов моей семьи, что побудило нас к более глубокому обсуждению этой темы, — говорит Лоренц. — В частности, нас вдохновила деятельность Atlantic Philanthropies и их призыв к более активному использованию средств для достижения максимального эффекта». Чак Фини, основатель Atlantic Philanthropies, поставил перед собой задачу — пожертвовать все свое состояние до конца своей жизни. В конце прошлого года его фонд передал все активы на благотворительные цели перед его смертью.
«Есть наследники, которые считают, что идея наращивания и концентрации благосостояния несправедлива по отношению к миру, — говорит Лоренц, добавляя, что эти люди хотят быстрее пожертвовать активы при жизни участника «Клятвы дарения» или просто ускорить процесс дарения. — Мне кажется, что во многих семьях подобное рвение исходит от нового поколения».
Еще одна тема, которая наверняка будет обсуждаться в неформальной обстановке среди участников встречи, — недавнее решение Мелинды Френч Гейтс покинуть Фонд Билла и Мелинды Гейтс 7 июня. Почти 14 лет назад она совместно с бывшим мужем Биллом Гейтсом и их другом Уорреном Баффеттом принимала участие в запуске кампании «Клятва дарения» — для некоторых участников программы она является душой организации. Остается неизвестным, будет ли Мелинда присутствовать на собрании в этом году; представитель «Клятвы дарения» сообщил, что политика организации не позволяет раскрывать статус участников, включая Билла, Мелинду и их троих детей.
«Как соучредитель «Клятвы дарения», Мелинда остается глубоко преданной этому сообществу и их целям. Ее решение уйти из Фонда Билла и Мелинды Гейтс никак не повлияет на ее дальнейшую деятельность в организации», — сообщил представитель Мелинды Гейтс.
Несмотря ни на что, темы, которые будут подниматься среди участников благотворительной программы, имеют колоссальное значение. На карту поставлено то, на какие благотворительные цели будут распределены сотни миллиардов долларов, что, безусловно, повлечет за собой последствия для всего мира.
Автор Керри Долан
Источник forbes.ru