В Казахстане цены на бензин резко возросли. Что влияет на удорожание топлива и продолжит ли бензин дорожать?
Бензин на казахстанских автозаправочных станциях начал постепенно дорожать с марта 2021 года. Например, в городе Нур-Султан в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 176 тенге за литр.
Аналитики FinReview.info выяснили отчего растут цены на топливо и продолжит ли бензин дорожать.
Для начала разберемся из чего формируется стоимость бензина.
Ценообразование бензина
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос в топливе. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.
Соответственно по логике, Казахстан может самостоятельно формировать стоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечив страну дешевым бензином. Однако в реальности не все так просто — в то время как стоимость нефти в последние три года колебалась в существенных пределах, падая и возрастая, цена бензина плавно изменялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.
Причина заключается в том, что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель. Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.
Теперь рассмотрим основные причины удорожания бензина:
Во-первых, старт продаж на товарной бирже ведет к гармонизации топливного рынка
Запуск торгов бензином на товарной бирже ETS произведен в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%–20%.
С начала первой сессии торги показали высокую востребованность со стороны участников рынка. За первые семь сессий было реализовано 19 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. Общий оборот по этому топливу составил более 4 млрд тенге.
В результате были сформированы первые ценовые индикаторы на бензин. За всю торговую неделю стоимость топлива выросла на 39% со стартовой цены в 169 тыс. тенге до 234,9 тыс. тенге за тонну. То есть со 125 до 174 тенге за литр. За последнюю торговую сессию, которая прошла 12 апреля, цена АИ-92 составила от 155 до 174 тенге за литр.
Соответственно розничная цена на автозаправочных станциях также возросла.
Во-вторых, ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина
Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Внеплановое приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
Чтобы обеспечить внутренний рынок топливом плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены в текущем году, что несет угрозу более масштабной нехваткой запасов.
В-третьих, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение
Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля состояли из прямого определения отпускных цен на топливо, но с 2011 года они ограничились установкой верхней границы, то есть максимальной стоимости бензина. Эти меры в середине прошлого десятилетия были отменены, а рынок перешел в свободное плавание, оставаясь при этом под некоторым надзором государства. К примеру, поставки нефти на НПЗ по-прежнему осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.
В свою очередь свободное плавание рынка означает, что конечную стоимость формирует именно объем спроса и объем предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует эту сферу.
В-четвертых, единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должен заработать к 2025 году
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов позволит повысить доступность энергоресурсов для стран-членов ЕАЭС и расширить рынок сбыта для отечественных производителей. Как следствие стоимость бензина в регионе будет уравнена. Однако, для Казахстана это означает повышение стоимости, так как в стране установлены самые низкие цены среди стран ЕАЭС. В частности, в России цена АИ-92 составляет порядка 250 тенге за литр. Соответственно стоимость бензина может вырасти на 50%.
Таким образом, это четыре основные причины удорожания бензина. Но остается актуальным вопрос, что именно необходимо сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут выступить инвестиции в нефтепереработку.
Инвестиции в нефтепереработку помогут снизить себестоимость бензина
Бензин является социально-значимым продуктом, а его цена сказывается на ценообразовании других товаров. То есть рост цен вызовет снижение потребительской способности населения, что несет негативный эффект для экономики.
Поэтому развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. Однако для увеличения промышленного производства необходимы денежные вложения. Оборотные средства, направляемые на увеличение производственных мощностей по состоянию на конец апреля 2021 года на 40% состояли из займов банковского и небанковского секторов. Очевидно, что эта закредитованность предприятий отражается в себестоимости бензина, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.
В этой ситуации Казахстану необходимо уменьшить влияние кредитной нагрузки на себестоимость автомобильного топлива. Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства, благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Тем более себестоимость бензина в стране остается одной из самых низких в мире, а значит его экспорт представляет существенную выгоду для инвесторов.
Источник finreview.info