Каждый покупатель недвижимости оформляет сделку купли-продажи с продавцом на разных условиях. Иногда стороны договариваются о расплате за объект ещё до подписания договора, иногда люди рассчитываются прямо в момент его заключения, а иногда хозяин с клиентом идут в банк и вся обговоренная сумма уходит в руки продавца только после подписания договора купли-продажи. Как делать лучше и как будет правильно? Мы решили разобраться и понять, на каком этапе сделки лучше закрыть финансовую сторону вопроса , сообщает kn.kz .
Фото: freepik.com
Покупка жилья – задача очень сложная. Конечно, безопаснее и спокойнее проводить сделки со специалистами – в связке с юристом или риелтором, которые учтут все тонкости и проверят каждую запятую и цифру в документах и договорах. Но не забывайте, что за посреднические услуги придётся заплатить 1%-5% от стоимости приобретаемой недвижимости.
Напоминаем, что перед тем, как начать оформлять сделку купли-продажи, её покупатель должен быть уверен, что после приобретения недвижимости, у него не возникнет никаких юридических проблем. Поэтому нужно требовать у продавца несколько основных документов.
1. Справку о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках (чтобы удостовериться, что объект не под залогом/запретом/арестом).
2. Правоустанавливающие документы на квартиру. Ими могут выступать не только договор купли-продажи, но и договор мены, дарения или приватизации. Либо свидетельство о праве на наследство, либо свидетельство о праве собственности. А ещё может быть акт о приобретении объекта с публичных торгов или решение суда, которое подтверждает право собственности.
3. Технический план на квартиру. Указанная планировка в нём должна совпадать с фактической, иначе право собственности на квартиру можно будет зарегистрировать только после узаконивания перепланировки.
Три варианта расчета при покупке недвижимости
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Республики Казахстан денежные обязательства на территории нашей страны должны быть выражены только в национальной валюте – тенге. Таким образом, нельзя указать в сделке купли-продажи сумму в иностранной валюте или сделать привязку к курсу.
По закону нотариальное заверение сделки не обязательно, достаточно лишь письменной формы договора. Однако казахстанцы решают подстраховаться и в итоге 9 из 10 сделок с недвижимостью в стране всё же заверяют нотариально. И обычно расчёт между продавцом и покупателем производится в банках после заключения сделки.
Однако абсолютно законны 3 варианта расчета: до подписания договора купли-продажи, в момент подписания и после подписания.
- Оплата до подписания договора купли-продажи часто производится частями. Сначала покупатель, как правило, отдаёт продавцу задаток или аванс, а потом и оставшуюся сумму. Главное, чтобы всё было прописано в соглашении о задатке или авансе. И в самом договоре купли-продажи тоже должна быть пометка, что сумма за недвижимость внесена полностью до подписания договора.
- Оплата во время подписания договора купли-продажи обычно производится в кабинете нотариуса. Нотариус сразу делает в документе отметку о том, что в его присутствии продавец отдал покупателю деньги прямо при подписании договора. Оспорить это в суде будет непросто.
- Оплата после подписания договора купли-продажи самая удобная для покупателя. Потому что некоторые договариваются о рассрочке или расчёте частями.
Но не надо забывать, что выбранный сторонами порядок расчёта нужно чётко прописать в договоре купли-продажи. Указать суммы задатков и аванса, и какими частями и в какие сроки будет погашен остаток. То есть, по сути, нужно обозначить график платежей и дату окончательного расчёта. Нотариус вносит эти отметки в документ и при неуплате или задержке денег уже можно будет инициировать иск в суд.
Регистрация недвижимости
Просто оформить сделку у нотариуса и разойтись восвояси без регистрации в госкорпорации «Правительство для граждан» – значит, оставить сделку без законной силы.
Согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан сделка считается совершённой только после её государственной регистрации.
Для регистрации прав на недвижимость понадобятся три документа.
- заявление о государственной регистрации прав (обременений прав) на недвижимое имущество;
- правоустанавливающий документ объекта регистрации;
- документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав на недвижимость производится в течение трёх рабочих дней с момента поступления заявления в регистрирующий орган документов на бумажном носителе.
Электронная регистрация проводится не позднее одного рабочего дня после поступления подтверждения об оплате за госрегистрацию прав на недвижимое имущество (ускоренная электронная регистрация производится за 2 часа).
Сделки с недвижимостью в Казахстане из года в год набирают обороты. По данным Бюро национальной статистики, количество зарегистрированных договоров купли-продажи жилья за февраль 2024 года по сравнению с соответствующим месяцем 2023 года увеличилось на 26,6% и составило 30 534. Из них 6 017 касались индивидуальных домов и 24 517 квартир в многоквартирных домах. Положительный показатель зарегистрирован во всех регионах страны, кроме Мангистауского региона и области Ұлытау, где уменьшение составило 18,3% и 8,7% соответственно. Самое большое увеличение зафиксировано в Павлодарской области (на 75,4%).
Однако по сравнению с январём 2024 года, в феврале количество сделок купли-продажи жилья уменьшилось на 3,7%. В январе было зарегистрировано 31 713 договора.
В Бюро национальной статистики сообщили, что лидерами по количеству сделок сейчас, как и ранее, остаются Алматы (6 434 – 21,1%) и Астана (5 882 – 19,3%). Третье место заняла Карагандинская область (2 297 – 7,5%).
Источник kn.kz