Недавно мне стукнуло 53 года. На пенсию выходить рановато (только в 63 года по срокам), а отработать этот период нужно, дабы дальше откладывать деньги на свой счет в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Но, надо признать, в таком возрасте работодатели не особо меня жалуют. И еще одна незадача - никак не могу оформить ипотеку, так как сложно накопить на первоначальный взнос, и все мои случайные заработки уходят на аренду в Алматы. Замкнутый круг получается. Поэтому, как журналист prodengi.kz, решила задать экспертам по теме ЕНПФ три вопроса, волнующих на сегодня многих казахстанцев.

К 2027 году казахстанки будут выходить на пенсию, как и мужчины сегодня, в 63 года. Как вы считаете, обоснованы ли действующие возрастные нормативы по выходу на пенсию?

Бизнес-аналитик Центра исследований прикладной экономики Диас Кумарбеков:

«С экономической точки зрения, увеличение пенсионного возраста снижает давление на бюджет и работающих людей в части солидарной пенсии, увеличивает ресурсы пенсионного фонда, а также долю работоспособных людей. Но что касается социальной точки зрения, то эта инициатива может негативно сказаться на ожиданиях населения. Так, увеличение предложения рабочей силы, ceteris paribus, снижает равновесную заработную плату, повышает конкуренцию при поиске работы, рабочие же места будут оставаться у людей предпенсионного возраста, не давая «дорогу молодым». Согласно данным комитета по статистике, средняя продолжительность жизни в Казахстане, по данным 2016 года, составила 72 года (76 лет в среднем для женщин), тем самым, увеличение пенсионного возраста сокращает период дожития».

Экономист Айдархан Кусаинов:

«Считаю, действующий возрастной норматив выхода на пенсию предельно обоснованным актуальными расчетами и статистикой. Да и большинство людей после 63 лет сами хотят работать. А соотносить среднюю продолжительность жизни в 72 года со сроком выхода на пенсию в 63 года - ошибка. Средняя продолжительность лет - это общая статистика. В пенсионных расчетах учитывают сроки дожития. У нас не прошлый век, женщины живут дольше, также уравнение прав и возможностей с мужской половиной населения отражается и на одинаковом возрасте для выхода на пенсию».

Основатель пенсионной тематической платформы ENPI.kz Бота Жуманова:

«Обоснование одно - экономическое. Женщины живут дольше мужчин и им необходимо «подкрепить» эту продолжительность финансово. Проще говоря, какие доходы у них будут, если после выхода на пенсию они будут жить еще 20-25 лет, причем в этот период очень высокими будут расходы на медицинское обслуживание?

Ответ - либо эту продолжительность жизни пожилых людей должно оплачивать государство, либо сами «будущие пенсионеры». Выход из этой ситуации в капиталистической системе очевиден - ответственность за свой уровень жизни и ее качество после того, как пройдет «работоспособность», должны нести сами люди. Следовательно, срок выхода на пенсию отодвигается, чтобы люди могли еще работать, откладывать и т.д.

С учетом современных тенденций, если допустить, что продолжительность жизни сдвинется до 100 лет, то в будущем возраст выхода на пенсию будет сдвигаться для всех к 70 или 80 годам».

Не целесообразнее ли казахстанцам использовать свои пенсионные накопления раньше наступления пенсионного возраста? Например, занимать их на первоначальный ипотечный вклад или кредитование бизнеса (как это практикуется в Сингапуре).

Б.Жуманова:

«Целесообразней для кого? Если для государства в его нынешнем состоянии и управлении, то нет, потому что правительству удобно иметь при себе постоянно пополняющийся карман в виде ЕНПФ наравне с бюджетом, из которого можно брать деньги на различные проекты и прожекты. Можно использовать средства, никого не спрашивать, и затем, в будущем, перекладывать ответственность на государство.

Конечно же, иметь возможность использовать свои пенсионные накопления для различных целей - абсолютно целесообразно для самих вкладчиков, нас с вами. Такие решения уже давно существуют в развитых странах, в том числе тех, с которых мы берем пример. В Австралии, например, пошли еще дальше и дали возможность желающим вкладчикам самим открывать свои пенсионные фонды и инвестировать. Примечательно, что такой эксперимент прошел весьма удачно. Люди поняли, что обеспечить свою старость - это личная ответственность, и начали создавать свои фонды, наравне, с корпоративными».

Д.Кумарбеков:

«Пенсионная система Сингапура является одной из старейших и наиболее развитых национальных систем пенсионного обеспечения в Азии. Главную роль в пенсионной системе этой республики играет индивидуальная ответственность. Экономика Сингапура находится на 36-м месте, в то время как Казахстана на 55-м месте. При этом, по ВВП на душу населения и паритету покупательской способности, эта страна на третьем месте (Казахстан на 53-м месте), поэтому сопоставление пенсионной системы РК и Сингапура - ошибочно».

А.Кусаинов:

«Пока рано говорить о Сингапуре. Здесь нужно принимать во внимание все условия: уровень финансовой грамотности и проникновения финансовых услуг, а также соотношение зарплат и цен на недвижимость. Наше население пока малограмотно экономически, ввязывается в мошенничество или скатывается в капиталистический инфантилизм. У нас сейчас немало проблемных ипотечников, которые отказываются гасить займы и просят помощи у правительства. Ни в одной развитой стране нет такой безответственности. Касательно проникновения финуслуг, в Сингапуре нет понятий «сельское население» или «удаленный аул». Это город, который даже меньше, чем Алматы. А у нас половина населения живет в сельской местности, где даже банков нет. Уровень финансового мышления у нас иной, поэтому пока рискованно вводить опыт по использованию пенсионных накопления в виде залога для ипотеки».

Что вы думаете о высказывании независимого директора Цеснабанка Болата Жамишева, что создание ЕНПФ было ошибкой? Его же слова поддержала глава Халык Банка Умут Шаяхметова, добавив, что национализация пенсионных фондов уничтожила конкуренцию на рынке ценных бумаг.

Д.Кумарбеков:

«Действительно, существуют научные работы по эффекту пенсионных фондов на рынки ценных бумаг. Так, в статье одного из цитирующихся академических журналов Journal of Economic Surveys сказано, что развитие небанковских фининститутов способствует росту малого и среднего бизнеса. Адам Смит, один из основоположников экономической науки, также выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке. Свободная конкуренция стимулирует сокращение затрат на производство и оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей. Конкуренция способствует созданию эффективной деловой среды. Это обеспечивает экономический рост и занятость. Это создает возможности для малых и средних предприятий, устраняет барьеры, защищающие укоренившиеся элиты и сокращает возможности для коррупции.

Что касается Казахстана, то Нацбанк на ежемесячной основе публикует статистику накопительной пенсионной системы. В структуре инвестиционного портфеля за 2012-2018 годы доля нацвалюты в портфеле сократилась на 19,8 п.п. Это произошло в основном в связи с уменьшением доли долгосрочных государственных ценных бумаг РК и увеличением доли ценных бумаг иностранных государств.

Также на 2,72 п.п. уменьшилась доля вкладов в банках второго уровня. Доля инвестиций за пределами Казахстана увеличилась на 8 п.п. Можно предположить, что ЕНПФ в инвестиционном портфеле хеджирует риски за счет распределения активов в иностранных валютах и ценных бумагах иностранных эмитентов, что является, возможно, обоснованным действием со стороны фонда, так как, во-первых емкость экономики у нас небольшая (170 млрд долларов США), и столько денег для казахстанской экономики не нужно, а, во-вторых, служба риск-менеджмента ЕНПФ имеет свое представление о девальвационных ожиданиях.

Анализ пенсионной системы за последние шесть лет существования ЕНПФ показывает, что с 2013-го года количество вкладчиков увеличилось на 883 тыс. человек, или 9% (с 9,4 млн до 10,3 млн человек). При этом пенсионные накопления за 2018 год составили 7,7 трлн тенге. Если взять за базовый год цены 2005-го года, то средний рост реальных пенсионных накоплений за период с 2013 по 2018 годы составил 8% против 13% за период с 2007 по 2012 годы.

 

В текущих ценах

В ценах 2005 года

Период

Рост пенсионных накоплений, тыс. тг.

Средний темп роста пенсионных накоплений, %

Рост пенсионных накоплений, тыс. тг.

Средний темп роста пенсионных накоплений, %

2007-2012

1 975 098 074

23%

794 007 581

13%

2013-2018

4 047 313 734

20%

768 889 039

8%


Средний темп роста соотношения пенсионных накоплений на один вклад за период с 2013 по 2018 год составил 8,2% против 12,95% за 2007-2012 года. Несмотря на финансовый кризис, который был в 2008 году, в целом, темпы роста пенсионных накоплений до 2012 года были выше, чем за все время существования ЕНПФ.

Накопительная пенсионная система Казахстана строилась по подобию чилийской. Но при этом в Чили существует система пенсионных мультипортфелей. Вкладчик может выбрать один из пяти вариантов - от наиболее рискованного до наиболее консервативного, с тем чтобы пенсионный фонд мог зарабатывать для клиента. Люди молодого возраста выбирают более рискованную стратегию управления, так как уровень накоплений еще невысок и терять особо нечего, но с возрастом стратегия становится более осторожной, а портфель более консервативным. В Казахстане же этого нет. Развитие накопительной пенсионной системы тормозят несколько системных проблем: излишне консервативные нормативные акты, мешающие извлекать большую доходность; неэффективность в вопросе выбора оптимального инвестиционного портфеля с учетом риска и доходности, чтобы, как минимум, иметь положительную процентную ставку доходности с инфляцией, а также слабая мотивация пенсионного фонда на доходность, в связи с отсутствием конкуренции».

А.Кусаинов:

«ЕНПФ - был не самым лучшим в перспективе, но актуальным в свое время решением. Нельзя назвать ошибкой создание его как института. Так как фонд оптимизировал затраты по обслуживанию населения: работа с вкладчиками, учет, выписки и т.п. Но создав ЕНПФ, также убрали управляющие компании с рынка. И распоряжаться фондом стал лишь Нацбанк. Это было ошибкой. Один «игрок» остался на рынке, понятно, что фондовый рынок страны замер. Согласен с Умут Шаяхметовой, что, убрать частные управляющие компании - было неверно. И Болат Жамишев также считает, что не ЕНПФ - сам по себе ошибка, а было неправильным отдать все накопления и управление ценными бумагами в один фонд.

Однако, напомню, в 2009-2011 годы у ряда частных пенсионных фондов были выявлены различные финансовые нарушения. А половина листинговых компаний на KASE были дефолтными. Было два выхода из ситуации. Первый - постепенно вычищать регуляторными методами частные портфели. Либо второй - поступить грубо, забрав все накопления в один фонд, и уже там смотреть, где ошибки в отчетностях. И наше государство выбрало второй, пускай и радикальный, но эффективный и неизбежный на тот момент вариант, все национализировать. В 2014 году частные фонды консолидировали, а в 2015-2016 годы очистили все накопительные портфели. И, думаю, передавать опять все деньги казахстанцев назад, в частные фонды, ликвидировав ЕНПФ, неверно. Предполагаю, все останется, как и прежде. ЕНПФ, как единый фонд, консолидирующий работу с вкладчиками, должен остаться. Но управление активами будет передано частным управляющим компаниям. Если приводить аналогию, то ЕНПФ станет похожим на ЦОН - вкладчик взаимодействует с управляющими компаниями только через ЕНПФ, что позволяет существенно повысить эффективность накопительной пенсионной системы. Эта схема как раз сегодня и находится на стадии реализации».

Б.Жуманова:

«Я думаю, что не бывает однозначного правильного ответа. Рынок ценных бумаг не развивается в Казахстане не только из-за того, что прекратили существовать частные пенсионные фонды. Некоторые из них совершали откровенно мошеннические действия с пенсионными деньгами. Более того, никто из руководителей таких пенсионных фондов не понес никакую ответственность, также, как и представители Национального банка или АФН, которые курировали их деятельность.

Фондовый рынок КАSE не развивался по одной простой причине. Собственники биржи - это частные коммерческие банки, которые делают большую часть своего дохода на корпоративном секторе. Это кредитование корпоративных клиентов, крупного и среднего бизнеса по ставкам до 20% годовых. Это основная дойная корова банковского сектора.

Так зачем же убивать эту дойную корову и развивать рынок ценных бумаг, где компании-клиенты банков могут привлекать деньги по ставке ниже, чем их ссужают сами банки, при этом прикрывая выданные кредиты максимально возможным количеством залогов?

На мой взгляд, основная проблема фондового рынка KASE в том, что там простой конфликт интересов учредителей биржи в лице банков».

Между тем, по данным Finprom.kz, инвестиционный доход ЕНПФ снизился почти на 5% за год. В то же время пенсионные активы фонда приблизились к 10 трлн тенге.

Несмотря на прозрачность работы АО «ЕНПФ», у многих казахстанцев все равно остается ряд вопросов к фонду. Ведь именно этот фонд отвечает за финансовое будущее каждого гражданина РК. На наши вопросы по деятельности АО ранее подробно ответила заместитель председателя правления ЕНПФ Сауле Егеубаева. Она же рассказала, как досрочно снять в РК свои пенсионные накопления.

 

Айман Шуйншинова, prodengi.kz