Экономика России в условиях конфликта превзошла все ожидания, пишет The Paper. Страна не просто выстояла перед санкциями. В условиях жестких ограничений она сформировала собственную модель развития, расширила сотрудничество с восточными партнерами и начала ответные действия против США , сообщает inosmi.ru .
Прошел почти год с начала конфликта на Украине в феврале 2022 года. Это самое крупное и важное геополитическое событие после окончания холодной войны. Соединенные Штаты и Европа ввели девять раундов санкций против России, что поставило ряд проблем перед экономикой страны. Контрмеры Москвы и побочные эффекты западных санкций оказали серьезное негативное влияние на экономику ЕС, глобальную производственную цепочку и стабильность мировой экономики. Несмотря на санкционное давление, экономические показатели России превзошли все ожидания и продемонстрировали высокую устойчивость, в то время как европейская экономика подверглась испытаниям из-за "эффекта бумеранга" от собственных ограничений. Торгово-экономическое сотрудничество Москвы и Пекина продолжает углубляться. Судя по общей тенденции глобального развития, международный экономический порядок ожидают глубокие изменения.
В условиях санкций экономика России превзошла все ожидания
США и Европа ввели в отношении России беспрецедентные широкомасштабные санкции, отличающиеся по интенсивности, размаху и системности от всех прошлых. Они были инициированы Соединенными Штатами, и к ним присоединились Европейский союз и другие державы, в общей сложности 48 стран и регионов. Санкции носят очень массированный характер: с 2014 года по 22 февраля 2022 года США наложили на Россию 2695 ограничений, а вот с 23 февраля по 21 апреля Запад добавил 9138 новых мер. По состоянию на 8 января 2023 года общее количество санкций достигло 12695. Их внутреннее содержание всеобъемлюще: это и замораживание валютных резервов ЦБ РФ, и исключение из системы SWIFT более 10 наиболее важных банков страны, и финансовые санкции: запрет на проведение транзакций в долларах, евро, фунтах стерлингов и иенах, введение комплексного экспортного контроля в реальном секторе экономики России военного и гражданского назначения, ограничение цен на нефть, природный газ и продукты их переработки, а также санкции в отношении российских компаний, юридических и физических лиц.
Под воздействием масштабных ограничений финансовый рынок России в начале марта 2022 года испытал серьезный шок, а рубль обесценился более чем на 50%. Международные расчеты и логистика оказались затруднены, экспортный контроль и эмбарго привели к остановке производства компаний, которые полагались на международные цепочки поставок. Кроме того, отсутствие импорта и прекращение отечественного производства спровоцировали резкие изменения на рынке товаров и быстрый рост цен. 11 апреля 2022 года Всемирный банк выпустил прогноз, что российская экономика испытает отрицательный рост на 11,2% в 2022 году, а Центробанк РФ ожидал падение ВВП на 8-10% за тот же период.
Однако фактические результаты макроэкономической деятельности государства оказались намного лучше предсказаний. По данным мониторинга Минэкономразвития РФ, после июля 2022 года экономический спад по сравнению с прошлым годом замедлился, и цепочка стабилизировалась. По мере укрепления экономики и сдерживания роста цен последние постепенно стабилизировались после июля и даже продемонстрировали снижение после сентября. Годовой уровень инфляции составил 11,9%. Под влиянием мобилизации и оттока населения показатель безработицы оказался минимальным с 1991 года — ниже 3,9%. Фактический располагаемый доход россиян снизился из-за удорожания товаров, но благодаря государственной политике субсидирования цен и повышения минимальной заработной платы уровень бедности упал до уровня 2013 года. В январе 2023 года МВФ выпустил отчет, в котором указал, что ВВП России снизился лишь на 2,2% в 2022 году.
С точки зрения финансов бюджетная безопасность, фискальная безопасность и безопасность платежного баланса страны были вне существенной опасности. После того, как 1 апреля 2022 года Москва ввела "порядок расчетов в рублях" по природному газу, обменный курс национальной валюты резко укрепился и стабилизировался на уровне от 61 до 70 рублей за доллар во второй половине года, что даже лучше, чем до начала украинского конфликта. Российский фондовый рынок и банковская система быстро вернули устойчивость после первоначального хаоса. Данные показывают, что активное сальдо торгового баланса РФ с января по ноябрь 2022 года составило 269,8 миллиарда долларов, положительное сальдо счета текущих операций достигло 225,7 миллиарда долларов, а международные резервы на конец декабря превысили 580 миллиардов долларов. Хотя экономическая рецессия и потрясения на финансовых рынках повлияли на бюджетные доходы и возможности выпуска облигаций страны, удорожание нефти компенсировало их негативное влияние и увеличило бюджетные поступления. С января по октябрь 2022 года профицит бюджета РФ составил 138,4 миллиарда рублей, а на конец ноября достиг 557 миллиардов. После распределения расходов по основным государственным проектам в декабре 2022 года годовой дефицит бюджета составил 3,3 триллиона рублей, что равняется 2,3% ВВП. Таким образом, бюджетное планирование было завершено.
С точки зрения реальной экономики такие отрасли, как сельское хозяйство, жилищное строительство и платные услуги населения в 2022 году также продемонстрировали рост. В сфере инвестиций, по данным ЦБ РФ, капиталовложения трети предприятий выросли, только у 18% они сократились. Ожидается, что инвестиции в национальную инфраструктуру повысятся на 8-10%. Инвестиционную активность стимулировали такие факторы, как импортозамещение в условиях экспортного контроля, более ранний запуск запланированных проектов, федеральные и региональные меры инвестиционной поддержки и резкое увеличение заказов ВПК.
Под давлением санкций экономические показатели России превзошли все ожидания, продемонстрировав устойчивость. Если задуматься о первопричине этого явления, то становится очевидно: с точки зрения субъективных факторов Москва была полностью готова к ограничительным мерам Вашингтона и Европы. После 2014 года стратегия импортозамещения, курс на обеспечение финансовой и фискальной безопасности и на дедолларизацию, усилия по избавлению от энергетической зависимости заложили прочную основу для преодоления последствий экстремальных санкций. В ответ на жесткие действия Запада Россия приняла разумную фискальную политику и целенаправленную финансовую и денежно-кредитную стратегию, которая включала приостановку исполнения среднесрочного бюджета, привлечение средств для фискальной безопасности, быстрое обеспечение контроля над капиталом и политику процентных ставок для сдерживания инфляции. Все это сыграло положительную роль в смягчении санкционного давления. С точки зрения объективных факторов природные особенности государства обеспечивают его экономике жизнеспособность и самодостаточность. В экономике преобладают господство и высокая монополия государственных стратегических предприятий, жесткая защита стратегических отраслей и контроль над иностранным капиталом, а также отечественными предприятиями, восполняющими дефицит спроса на фоне экспортного контроля. Все это заложило солидный фундамент для стабилизации и восстановления реального сектора экономики. Важными факторами также являются слабая связь между финансовым сектором и реальной экономикой и низкая скорость реагирования последней на финансовые потрясения.
Но массированные санкции тем не менее доставили немало проблем. Прежде всего, в финансовом секторе они вызвали краткосрочный хаос на рынке и увеличили экономические операционные затраты. С ограничением международных каналов расчетов Москве пришлось строить собственную международную расчетно-платежную систему, а также искать другие способы проводить валютные расчеты, отличные от SWIFT, для доллара, евро и других международных валют, что сильно повлияло на эффективность международной торговли и привело к росту торговых издержек.
В долгосрочной перспективе по-прежнему существует опасность разрыва международной цепочки поставок и снижения возможностей технологических инноваций. Что касается промышленной цепочки поставок, Россия в основном экспортирует сырьевые товары — энергетическое сырье — и импортирует электромеханическое оборудование и электронные продукты. В глобальной производственной цепочке нужно участвовать напрямую, а обратный процесс налажен плохо, что приводит к высокой зависимости от иностранного высокотехнологичного оборудования и инвестиционных продуктов. США и ЕС, с одной стороны, начали техническую блокаду России, а с другой — ограничили энергетические рынки за счет отвязки от российских энергоресурсов и ценовых потолков. В результате в отраслях с высокой долей импортных товаров и технологий первыми с дефицитом столкнулись сферы, работающие с компьютерами, чипами и смарт-устройствами, электронной и оптической продукцией, машинами и промышленным оборудованием. Москва в настоящее время сталкивается с проблемой импортозамещения, ей необходимо комплексно реорганизовать отечественную цепочку производства и поставок. Однако проблему недостаточного потенциала импортозамещения трудно решить в краткосрочной перспективе.
Если измерять экономическую мощь страны четырьмя показателями — жизнеспособностью, способностью к развитию, влиянием на внешний мир и внешним давлением, — то получается, что, хотя санкции не поставили под угрозу жизнеспособность России, они все же сильно ослабили ее способность к развитию. Кроме того, значительно снизилось глобальное влияние Москвы из-за ограниченности международной логистической и трубопроводной инфраструктуры, а также внешних рынков стратегических ресурсов, таких как энергия и продовольствие.
Под воздействием масштабных санкций России пришлось проводить структурные преобразования экономики. С точки зрения модели и политики экономического развития Москва начала уделять больше внимания экономическому, технологическому и цифровому суверенитету. Были предприняты усилия для содействия цифровизации экономики, трансформации информации и технологической независимости. Страна перешла от поддержки и консолидации только традиционно выгодных отраслей (энергетика, сельское хозяйство, тяжелая химическая промышленность, авиакосмическая промышленность) к увеличению инвестиций и автономному наращиванию потенциала в секторах транспортной логистики, цифровизации экономики и технологических инноваций.
При этом Россия была вынуждена внести коррективы в институциональные установки экономической открытости и участия в международном экономическом цикле, изменить степень государственного вмешательства и участия в экономической деятельности страны, национальной экономической географии и региональной планировки. Для российская экономической системы и политики открытости внешнему миру наступила новая эра государственного вмешательства и планирования, и все более четко виднеются черты мобилизационной экономики. К концу 2022 года в стране сформировалось господство государства в инвестициях и промышленности. Постепенно обрела ясность модель системы распределения ресурсов, в которую вмешивается и которую возглавляет государство, а помогает и направляет ему рыночный механизм. Эта институциональная модель характеризуется сочетанием ограниченной конкуренции и умеренной монополии, а также тесным взаимодействием ограниченной открытости и автономии промышленной безопасности.
Побочные эффекты разрушают европейскую экономику
До того, как разразился украинский конфликт, между Россией и Европой уже установились тесные экономические связи, их энергетика и промышленность зависели друг от друга. В 2021 году ЕС импортировал 155 миллиардов кубометров российского природного газа, из которых 140 миллиардов кубометров было доставлено по трубопроводам, а 15 миллиардов кубометров — как СПГ. На российскую сырую нефть приходилось 29% всего импорта этого ресурса ЕС, на природный газ — около 41%, а торговля с ЕС составляла 35,9% всей внешней торговли России. После начала конфликта Европейский союз и его государства-члены вместе с союзниками — США, Великобританией и Японией — ввели против Москвы девять раундов санкций, в том числе в энергетическом секторе, из-за чего энергетический разрыв между Европой и РФ постепенно увеличивался. Под влиянием резкого роста цен на энергоносители и усиливающейся "развязки" негативные эффекты ограничительных мер бумерангом ударили по европейской экономике.
Во-первых, выросла инфляция. В критический период, когда Европейский союз занимается ускорением климатической политики и сокращением выбросов, переходные источники энергии — нефть и природный газ — являются предметами первой необходимости для отопления и готовки, а также важным сырьем для производства в металлургической и химической промышленности. Энергетический кризис, спровоцированный конфликтом на Украине, самым непосредственным образом привел к разрушению международной цепочки поставок, а в сочетании с удорожанием энергоносителей взметнул уровень инфляции в регионе. В октябре 2022 года годовые темпы инфляции в ЕС и еврозоне поднялись до 11,5% и 10,6% соответственно, а уровень инфляции достиг максимума с начала регистрации в 1997 году. Рост цен на энергоносители всегда ведет и к росту издержек производства и стоимости жизни. С точки зрения структуры инфляции, доля энергии в годовом периоде в еврозоне составила 4,44 процентных пункта, а доля продуктов питания, табака и алкоголя — 2,74 процентных пункта.
Во-вторых, цены на газ и электроэнергию для населения также резко выросли, что снизило располагаемый доход жителей и потребительскую способность частных лиц и домохозяйств. В связи с "отвязкой" Европы от энергетики России и ростом мировых цен стоимость природного газа и электроэнергии в ЕС катастрофически взлетела. Кроме того, конфликт на Украине вызвал перебои в поставках продуктов питания, увеличивая цены на товар, и одновременно затраты населения. Итоговая месячная стоимость электроэнергии с июля по сентябрь 2022 года в Германии, Франции, Италии и Великобритании превысила январские цены в 2,2-4,4 раза. Соответственно, во втором квартале 2022 года реальный доход домохозяйств на душу населения в ЕС и зоне евро снизился на 1,2% и 0,9% соответственно по сравнению с предыдущим периодом.
В-третьих, стремительный рост издержек предприятий привел к тому, что большое количество компаний сократили объемы производства, приостановили заводы или даже обанкротились. Все это вызывает серьезную угрозу "деиндустриализации". Больше всего пострадало энергоемкое производство. В Германии, ядре производственной цепочки в Европе, затраты на энергию для производства в металлургии, основных химических веществах, производстве стекла, бумаги и строительных материалов составляют 26%, 19%, 18%, 17% и 15% соответственно. После вспышки украинского кризиса Европа, с одной стороны, торопилась избавиться от энергетической зависимости от России, а с другой стороны, не могла найти подходящих альтернативных поставщиков ресурсов. В результате энергетический разрыв расширился и быстро распространился на несколько звеньев обрабатывающей промышленности, таких как переработка и производство, логистика и складирование. Это значительно увеличило производственные и эксплуатационные расходы предприятий, и многие компании оказались в плачевном состоянии. Например, химический гигант BASF, один из крупнейших потребителей природного газа в Германии, заморозил 80 производственных планов и сократил еще 100, сейчас он активно ищет новые промышленные базы за рубежом и инвестирует в них. В декабре 2022 года окончательный показатель Индекса менеджеров по закупкам (PMI) для обрабатывающей промышленности еврозоны составил 47,8; для Франции — 49,2, а для Германии — 47,1. Все эти показатели оказались ниже базового значения в 50 пунктов. Институт экономических исследований Галле в Германии прогнозирует, что в первом квартале 2023 года в стране резко возрастет количество заявлений о банкротстве компаний. Итальянская организация розничной торговли CONFCOMMERCIO-Imprese per l’Italia заявила, что не менее 120 тысяч малых предприятий окажутся на грани банкротства в первой половине 2023 года. Исходя из этого, банк Goldman Sachs Group выразил мнение, что нынешний энергетический кризис поставил Европу перед риском масштабной "деиндустриализации".
Все потому, что компаниям пришлось корректировать свои производственные цепочки и цепочки поставок, а потому много предприятий ушли из Европы. В связи с отвязкой ЕС от энергетики РФ европейские предприятия больше не могли выдерживать бремя издержек, вызванных резким ростом цен на сырье в таких прибыльных отраслях, как машиностроение, химическая промышленность и металлургия. Они начали корректировать свои поставки, расширяя инвестиции и бизнес за пределами региона. Как раз в этот момент США получили преимущество в энергетике. Джо Байден недавно подписал закон о снижении инфляции и закон о чипах и науке, предоставляя огромные субсидии компаниям, инвестирующим в Америку, тем самым стимулируя европейские компании перебраться в США. Многие европейские фирмы — к примеру, Volkswagen — также увеличили свои инвестиции в Китай, BASF вложила значительные средства в Чжаньцзян. Опасения по поводу "деиндустриализации" в Европе продолжают усиливаться, и Еврокомиссии пришлось организовать саммит с министрами энергетики стран ЕС, поставщиками энергии и потребителями, чтобы обсудить создание дополнительных фондов для защиты покупателей, домашних хозяйств и предприятий в условиях высоких цен на энергоносители, — все это с целью сохранить основные промышленные отрасли континента. Также продолжаются торговые и промышленные трения США и Европы по поводу антиинфляционного акта и других вопросов.
Этот раунд "деиндустриализации" спровоцировали энергетическая отвязка ЕС от РФ и последующий за этим энергетический кризис. Поскольку отношения двух сторон сейчас тяжело улучшить, пространство для реагирования и варианты политических механизмов у Евросоюза ограничены. С одной стороны, фискальная и финансовая система блока, а также относительный уровень текущих цен на газ показывают, что правительствам не хватает бюджетных ресурсов для обеспечения энергетических субсидий и удержания своих предприятий. С другой стороны, подавляющее большинство тех, кто находятся на грани банкротства, — это малые и средние фирмы. Им трудно избежать рисков, связанных с изменением цен на энергоносители, за счет децентрализации производства или реструктуризации международной цепочки поставок в производственной цепочке. Если "деиндустриализация" продолжится, это нанесет серьезный удар по европейской экономике и обществу.
Продолжает расширяться китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество
В декабре 2022 года Конференция ООН по торговле и развитию выпустила "Доклад о торговле и развитии за 2022 год", в котором указывается, что темпы роста мирового реального ВВП снизились с 5,7% в 2021 году до 3,3% в 2022 году, а торговля как товарами, так и услугами замедлилась. Понижательное давление на мировую экономику продолжает усиливаться, и основными причинами этого является затягивание успешного решения эпидемиологической проблемы и эскалация геополитических конфликтов. Украинский конфликт спровоцировал скачок цен на энергоносители, а повышение процентной ставки ФРС США и укрепление доллара вызвали отток капитала и рост долгового давления на страны с развивающейся экономикой, что оказало непосредственное негативное влияние на мировую экономику. С точки зрения макроэкономики глобальный экономический спад и вялый реальный спрос привели к сокращению масштабов международной торговли. В октябре 2022 года ВТО прогнозировала, что объем глобальной торговли товарами увеличился лишь на 3,5% в 2022 году, что на 6,2 процентных пункта меньше, чем в 2021 году. Согласно торговому индексу, опубликованному Кильским институтом в Германии, прирост международной торговли с поправкой на цены и сезонные колебания в октябре 2022 года составил всего 0,3%, из которых рост экспорта США, Европейского союза, Китая и России достиг 1,0%, −0,3%, 2,4% и 0,3% соответственно.
На фоне стагнации мировой торговли торгово-экономическое сотрудничество Москвы и Пекина продолжает расширяться. По данным Главного таможенного управления КНР, в 2022 году общая стоимость их импорта и экспорта впервые превысила отметку в 40 триллионов юаней, а масштабы достигли рекордного уровня, оставляя за Китаем статус крупнейшего в мире торговца товарами шестой год подряд. Импорт и экспорт Китая в Россию составил 1,28 триллиона юаней, увеличившись в годовом исчислении на 29,3%. Среди более чем 20 основных торговых партнеров Поднебесной темпы годового роста объема торговли с Россией в 2022 году по-прежнему были на первом месте. Общий объем экспорта КНР в РФ вырос с 67,5 миллиарда долларов в 2021 году до 76,1 миллиарда долларов в 2022 году, увеличившись в годовом исчислении на 12,8%. Общий объем импорта поднялся с 79,3 миллиарда долларов в 2021 году до 114,15 миллиарда долларов в 2022 году, повысившись в годовом исчислении на 43,4%. По статистике Института международных финансов (IIF), в 2022 году среди общего объема двусторонней торговли, который оценивается в более чем 190 миллиардов долларов, китайские товары составили более 36% всего импорта России, а поставки в Китай — 20% всего ее экспорта.
После вспышки украинского кризиса Москва быстро приняла меры для предотвращения коллапса своей финансовой системы, скорректировала стратегию внешнеэкономического сотрудничества и расширила сотрудничество с Пекином, Дели и другими развивающимися экономиками. В то же время рост цен на энергоносители также стал фактором, способствующим существенному увеличению объема китайско-российской торговли. В 2022 году экспорт России в Китай увеличился на 43,4% в годовом исчислении. Он включал в себя нефть, трубопроводный природный газ и другие энергоресурсы, более того, Китай увеличил закупку минеральных удобрений, древесины, сельхозпродукции и морепродуктов. Значительно расширился и китайский экспорт в Россию. В основном он касался бытовой электроники, экскаваторов, автомобилей, микропроцессоров, одежды, обуви и предметов первой необходимости. Москва также увеличила закупки электронной продукции и автомобилей, произведенных в Поднебесной. По данным IIF, в 2022 году Китай (включая Гонконг и Макао) и Турция обогнали Европейский союз и стали крупнейшими торговыми партнерами России. Денис Перепелица, доцент Российского экономического университета им. Плеханова, сказал, что большая часть товаров, ушедших с российского рынка, была заменена отечественными либо китайскими аналогами. Потенциал для роста импорта по-прежнему есть, особенно с учетом того, как активно Москва продвигает индустриализацию — ей потребуется большее количество станков, оборудования, запасных деталей. В 2022 году торгово-экономическое сотрудничество двух государств вышло на новый уровень, и дальнейшие перспективы расширения в 2023 году очень велики.
Системное влияние на глобальный экономический порядок
С точки зрения мира и общей тенденции глобального экономического развития долгосрочное негативное влияние масштабных санкций США и Европы на российскую экономику является лишь локальным событием. Гораздо большего внимания и анализа заслуживает их системное воздействие на развитие международного экономического порядка.
Эскалация конфликта на Украине и жесткие санкции, введенные в отношении России Западом, стали поворотным моментом в развитии экономической глобализации, происходившей на протяжении последних 30 лет, и изменили ее направление. В течение нескольких десятилетий стремительной глобализации, начавшейся после окончания "холодной войны", мировая экономика постепенно сформировала единую циклическую систему Китай-США-Россия-Европа. Это способствовало разделению труда, специализации и глобальным научно-техническим инновациям в рамках открытости и плюрализма. Возьмем в качестве примера российско-европейский цикл "энергоресурсы → готовая продукция": Москва поставляла энергию в страны ЕС и получала в ответ средства производства и потребительские товары, в то время как вторая обеспечивала конкурентоспособность и рентабельность инновационной деятельности своей обрабатывающей промышленности благодаря стабильному и дешевому энергоснабжению. Однако обострение конфликта на Украине и санкции США и Европы разрушили этот цикл.
Наложив санкции, Запад, с одной стороны, бесконечно расширил понятие и содержание термина "национальная безопасность". Он начал продвигать торговлю, основанную на странах с единой системой ценностей, и сотрудничество в инклюзивных кружках, уничтожив тем самым первоначальное международное разделение труда и пошатнув глобальные цепочки производства и поставок. В мае 2022 года США запустили Индо-Тихоокеанскую экономическую программу (IPEF), которая должна охватить 14 стран с населением 2,5 миллиарда человек и обладать ВВП, составляющим около 40% от мирового. Инициатива включает в себя установление единых правил и стандартов в области торговли, цепочек поставок, экологически чистой энергии. В августе 2022 года Байден подписал закон о чипах и науке, чтобы ограничить нормальное научно-техническое сотрудничество между Пекином и Вашингтоном. Подавление и жесткая конкуренция между крупнейшими экономиками мира, несомненно, окажут серьезное неблагоприятное воздействие на мировую торговлю и инвестиции, а также на стабильность производства и поставок. С другой стороны, США и Европа постоянно преувеличивали угрозу национальной безопасности для технологий, продуктов и связанных с ней областей. Они способствовали формированию экономической безопасности с точки зрения внешнеэкономической стратегии и внутренней экономической деятельности. В своем обращении к конгрессу 7 февраля 2023 года Байден даже отказался от "духа" прежнего соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой и потребовал использования и покупки американской продукции. Чуть ранее Вашингтон начал торговую войну с ЕС из-за закона о снижении инфляции. Из всего этого видно, что Соединенные Штаты отвергли принципы свободной торговли, за которые они так горячо ратовали, подорвали многосторонность и открытость порядка международной торговли, и в результате приоритет в мировой экономике сместился с развития на безопасность.
Глобальное финансовое устройство мира находится перед историческим поворотным моментом. США и Европа превратили в оружие систему SWIFT и международные валюты, такие как доллар, а также общедоступные продукты международных финансовых расчетов, что заставило мировые державы насторожиться. Были поставлены под сомнение и начали разрушаться такие основы финансового порядка, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, доверие к доллару как резервной валюте оказалось подорвано, и значение альтернативных международных валют возросло. На фоне обострения геополитических конфликтов все больше стран отказываются от доллара как от "валюты-убежища" по соображениям национальной безопасности. Россия продала доллары и евро в своих валютных резервах и закупила золото и юань. В конце 2022 года Китай и Саудовская Аравия впервые использовали юань в расчетах. В 2023 году Индия будет пытаться ввести энергетические расчеты в местной валюте с нефтедобывающими государствами Ближнего Востока. Министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор сообщила СМИ, что страны БРИКС создают новую платежную систему, чтобы избавиться от деспотии доллара. Ранее нефтерасчеты проводились в долларах, и переход к расчетам в национальной валюте непременно изменит глобальную финансовую структуру. Важнейшие международные экономики — Россия, Китай, Индия и Турция — решили меньше применять американскую валюту при расчетах или для валютных резервов. Теперь статус и экономический престиж альтернативных денежных единиц, таких как юань, как"убежища" повышается. Конечно, сегодня доминирование доллара в международной финансовой системе трудно сломить, но его доля в глобальных резервах постепенно сокращается.
Мировая торговая структура и тенденции также меняются. Торговля между странами с единой системой ценностей, продвигаемая Соединенными Штатами, и усиление роли национальной безопасности в торговле уже повлияли на существующий порядок международной торговли. Особенно большие перемены произошли в последние шесть месяцев: Вашингтон отказался подчиниться решению ВТО о незаконном использовании США антидемпинговых и антисубсидиционных мер в торговле сталью и алюминием, что подорвало легитимность правил международной торговли. В то же время меняются и глобальные торговые модели и тенденции. С одной стороны, США потеряли статус крупнейшего торгового партнера Китая, статус АСЕАН и Европейского союза во внешней торговле КНР повысился. С другой стороны, с 2019 года американский импорт из крупнейших европейских экономик (27 стран ЕС + Великобритания) четыре года подряд превышает импорт из Китая, и экспорт США в Европу также продолжает расти.
Мировое энергетическое устройство находится на стадии реструктуризации. В результате санкций энергетические отношения между Европой и РФ были практически разрушены. Потолок цен на российскую нефть и природный газ, продвигаемые Западом, еще больше способствуют изменению глобальной энергетической структуры. Москва стратегически реструктурирует рынок и направление экспорта энергоносителей, обращаясь к Азиатско-Тихоокеанскому региону и южным странам. США и Европа, пользуясь санкциями и ценовыми ограничениями, пытается перехватить право устанавливать цены на энергоресурсы у нефтедобывающих государств. В итоге отношения между всеми акторами значительно изменились. Российский рынок сбыта энергоресурсов в настоящее время сдерживается развитыми державами, а это не просто меняет геополитическую и экономическую структуру спроса и предложения нефти и газа. Это приводит к тому, что глобальный процесс энергетического перехода, особенно в европейских странах, должен быть скорректирован, и глобальная цель углеродной нейтральности может быть отложена.
Международное производство и поставки также приходится регулировать. Эскалация конфликта, затягивание военного противостояния и истощение ресурсов и средств в конечном итоге подвергают проверке потенциал производственной цепочки и способность стран непрерывно обеспечивать военные материалы. Это приводит к тому, что ранее смутные цели США — возвращение производства "домой" и реорганизация международного производства и поставок — обретают все более четкие очертания. Продолжая насаждать санкции, Вашингтон пытается создать трансатлантические промышленные и технологические альянсы и построить блоковую производственную цепочку поставок. Разрыв энергетических связей Европы и России сопровождается промышленным разделением. IPEF, продвигаемый США, Совет по торговле и технологиям США-ЕС и закон о чипах и науке ускоряют блоковое разделение глобальных цепочек производства и поставок на дружественный ближний берег и дальний вражеский.
Автор Сюй Полин
Источник inosmi.ru