Как цифровизация, интернет вещей и искусственный интеллект меняют социальную сферу
О цифровизации, интернете вещей (IoT), искусственном интеллекте (ИИ) и машинном обучении чаще говорят применительно к банковскому сектору, добывающей промышленности, сельскому хозяйству и другим сферам, по умолчанию связанным с индустриальным развитием и технологиями. Но, как показали выступления участников онлайн-саммита IoT&AI Eurasia, прошедшего в Алматы, в переходе на цифровые решения государственный сектор не намерен отставать от производственного.
Перспективы внедрения выглядят внушительно, учитывая, что цифровизация в таких областях, например, как социальное обеспечение или здравоохранение, по замыслу, в той или иной мере должна затронуть жизнь каждой семьи. За последние годы в Министерстве труда и соцзащиты населения внедрили несколько цифровых решений. Среди них разработанный на основе технологии ИИ виртуальный консультант Ai.Dana, который через мессенджеры Facebook, Telegram и сайт МТСЗН будет отвечать на вопросы, касающиеся социальной сферы. А также назначение посредством SMS-пособий по рождению ребенка и многодетным матерям.
- Внедрение цифровых технологий, элементов искусственного интеллекта в социальную сферу в конечном итоге должно обеспечить повышение качества жизни, – заявил вице-министр труда и соцзащиты Нариман Мукушев.
Социальный «пилот»
«Путь в массы» не обещает быть безоблачным, внедрение технологических инноваций в принципе не обходится без ошибок и просчетов. Кроме того, многие казахстанцы, которым адресованы новые соцуслуги, либо совсем не в курсе о них, либо знают недостаточно, либо на «вы» с гаджетами и ЭЦП. Так что чиновникам предстоит не только отчитываться о реализации технологических проектов, но и обучать граждан реально использовать их результаты.
- Приступая к цифровизации госуслуг, мы предметно изучали опыт запуска аналогичных проектов в разных странах. Пример Эстонии, в частности, показался нам интересным с точки зрения обучения: понимая, что представителям старшего поколения сложно освоить цифровые нововведения, сотрудники госструктур выезжали в небольшие города и села, чтобы рассказать и показать, как пользоваться электронными услугами. В Италии успешно работает проект, идентичный нашему социальному ID, – комментирует Мукушев.
Проект «Социальный ID», цель которого обеспечить получение льгот представителями тех категорий, которым они положены в соответствии с законом, был запущен в прошлом году. По сути, социальный ID представляет собой карту, на которую поступает адресная социальная помощь. Этой же картой можно оплатить проезд в общественном транспорте, причем, если владелец имеет льготы, оплата взимается по соответствующему тарифу. По тому же принципу в школьных столовых обслуживают детей из семей, имеющих право на бесплатные обеды. В пилотном режиме проект опробован в Актюбинской области, следующими регионами его внедрения должны стать Атырауская, Карагандинская и Павлодарская области, а также Нур-Султан. По данным на конец 2019, выдано 24 тыс. карт.
В период с 12 апреля по 30 июня 2019 отправлено 1 071 157 SMS-уведомлений о выдаче лекарственных средств, получено 4183 подтверждения факта невыдачи лекарств
Говоря о внедрении цифровых технологий в социальный сектор, эксперты отмечают в качестве одного из их главных преимуществ возможность проактивных действий. В идеале гражданин не должен обивать пороги госучреждений, доказывая свое право на получение пособия или на льготы: ведомства на основании накопленных цифровых данных должны определять уровень благополучия отдельно взятой семьи или гражданина и, исходя из этого, оценивать социальный статус и предлагать поддержку. Подобную схему внедрили в действие разработчики проекта «Социальная карта семьи», охват которого – все население Казахстана.
Цифровые социальные карты формируются в информационной системе «Е-халык» на основе автоматического мониторинга жизненной ситуации, в которой пребывают семьи. Цифровая система оценивает 19 критериев, получаемых из информационных баз данных госорганов. В списке факторов, на основе которых делается вывод о том, в какой ситуации находится семья, – наличие движимого и недвижимого имущества, уровень доходов, наличие у членов семьи социально значимых заболеваний, инвалидности, судимости, прикрепление к образовательным и медицинским учреждениям.
Еще один проект, где цифровые технологии способны помочь отойти от формального подхода, – портал социальных услуг, на котором казахстанцы, имеющие инвалидность, могут заказывать технические средства реабилитации. Традиционно поставки таких средств осуществляются посредством госзакупок, и порой процедура затягивается настолько, что на получение жизненно необходимого для человека протеза или кресла-коляски может уйти несколько месяцев. Люди с ограниченными возможностями все чаще жалуются на качество услуг и медицинских изделий, которые приобретаются исходя из самой низкой цены. Запуск портала соцуслуг отменяет механизм госзакупок: из размещенного на нем перечня средств пользователи сами смогут выбрать то, что лучше всего подходит именно им. Предусмотрен механизм возмещения установленной стоимости технических средств и услуг реабилитации: если пользователь захочет приобрести более дорогое устройство, чем то, на покупку которого может рассчитывать на бесплатной основе, он или его близкие смогут оплатить разницу. Таким образом, планируется свести к минимуму влияние человеческого фактора, а главное – получить тот самый массив данных о самых востребованных изделиях и их производителях, поставщиках услуг, специалистах и составить картину о структуре заболеваемости и инвалидности.
ИИ в белом халате
На сбор массива данных о здоровье казахстанцев направлена и цифровизация в сфере здравоохранения. Эта довольно консервативная область долго оставалась за пределами внедрения цифровых технологий, и не только в Казахстане. Но ситуация меняется. С начала прошлого года поликлиники и стационары, оказывающие услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, перешли на безбумажное здравоохранение, в них появились цифровые посты. Запись к врачу, вызов специалиста на дом можно оформить не только по телефону, но и через приложение, сервисы на портале электронного правительства или медицинские информационные системы медорганизаций.
Как отметила директор Алматинского городского филиала Республиканского центра электронного здравоохранения Гульнара Искакова, медицинские информационно-аналитические центры в регионах появились еще в 2006, с 2017 ведется масштабное внедрение не только информационных систем, существующих на уровне Минздрава, но и продуктов сторонних разработчиков, появилась платформа, объединившая разные информационные системы, минимальные требования к разработчикам.
Многие из нас воспринимают визит к врачу исключительно в негативном ключе и до последнего откладывают его, соответственно, и система здравоохранения в ее нынешнем виде нацелена на лечение, то есть на устранение уже возникших проблем и их последствий. Задача цифрового подхода – перейти на модель профилактики и раннего выявления заболеваний, когда люди будут обращаться к медикам для поддержания здоровья. Пока ежегодно казахстанские клиники в рамках гарантированного объема медицинской помощи оказывают более 10 млн услуг, но вопрос в том, насколько эти услуги полезны и нужны конкретному пациенту.
- Отсканировать написанный от руки документ и сохранить его на сервере – это не есть цифровизация. Для себя мы рассматриваем четыре основных направления работы в этой области. Первое – создание стандартов в сфере электронного здравоохранения: они должны стать публичными, доступными для всего общества, в том числе для ИТ-компаний. Второе – так называемые открытые сервисы (API) Минздрава, которые будут доступны разработчикам. Третье направление связано с открытыми данными. За 2008–2018 накоплено 14 терабайт данных – в пересчете на печатный лист более 600 страниц на каждого казахстанца. Но они не структурированы. Наша задача – систематизировать эти данные, сделать так, чтобы, опираясь на их анализ, система могла самообучаться и в дальнейшем помогать врачам принимать правильные решения. Наконец, четвертое направление касается развития машинного обучения и искусственного интеллекта, – поясняет цифровой комиссар Министерства здравоохранения, вице-министр Олжас Абишев.
За время реализации пилотного проекта «Социальный ID» выдано свыше 24 тыс. социальных карт, по которым доступны бесплатное питание в школах и проезд в общественном транспорте
В июле 2019 года на сайте электронного правительства запущен электронный паспорт здоровья, который позиционируется как центральное хранилище данных о результатах обследований, курсов лечения, о том, какие услуги получал пациент в государственных медучреждениях и частных клиниках, работающих по госзаказу, а также о возможных аллергических реакциях и показаниях по питанию. Следующий шаг – создание национальных отраслевых стандартов и их синхронизация с международными. В дальнейшем это поможет специалистам в постановке правильного диагноза и назначении правильного лечения.
- Нашей задачей является не разработка приложений и программных продуктов, но создание такой экосистемы и таких условий, при которых разработчики могли бы интегрироваться с нашими сервисами и создавать свои продукты. Мы можем заниматься сбором и хранением структурированных данных о медицинских услугах, чтобы в дальнейшем внедрять такие элементы, как ИИ, машинное обучение, – считает Абишев.
Свой вклад в сбор данных могут внести и сами казахстанцы, точнее, их смартфоны и «умные» носимые устройства. Современным гаджетам доступна информация о ряде медицинских показателей – продолжительности и качестве сна, пульсе, уровне двигательной активности, рационе, индексе массы тела и пр. Эти сведения пользователь может передавать лечащему врачу, а тот в свою очередь – использовать для дальнейшего анализа, давая рекомендации и создавая базу для внедрения ИИ и машинного обучения. С запуском ОСМС фонд социального медицинского страхования сможет на основе полученных цифровых данных контролировать объем и качество оказанных услуг.
Лекарственное обеспечение – еще одна область медицины, где внедрение цифровых решений способно помочь предотвратить нарушения и сэкономить средства. В частности, организовав в 2019 рассылку свыше 1 млн SMS-уведомлений, в Минздраве выяснили, что около 5000 казахстанцев не получали выписанные им бесплатные лекарства, которые в результате поступали на продажу в аптеки или уходили на рынки других стран. Технологии помогли сэкономить более 35 млн тенге, благодаря чему был расширен перечень выделяемых бесплатно лекарств, чего не удавалось сделать на протяжении многих лет. В 2019 экономия составила более 27 млрд тенге, которые также направлены на рефинансирование потребностей в лекарствах. Среди других цифровых проектов в сфере здравоохранения – выявление поддельных медицинских сертификатов, реестр объектов общественного питания, а также контроль за персональным распределением выпускников медицинских вузов.
Обычным гражданам о нововведениях пока известно не так много: импровизированный опрос, проведенный организаторами IoT&AI Eurasia, показал, что среди доступных цифровых услуг в сфере здравоохранения лидирует наиболее понятная – запись на прием по интернету. Но эксперты полагают, что в ближайшие 5–10 лет отрасли предстоит кардинальная трансформация и медицина начнет все более активно взаимодействовать с ИТ.
Между тем для социального сектора в целом и здравоохранения как одного из его направлений цифровизация означает не только новые возможности, но и новые вопросы. Удастся ли применить абсолютно новые для отрасли технологии не в ущерб качеству медицинской помощи, насколько надежно будет обеспечена сохранность данных, касающихся той сферы жизни, вмешательство в которую человек воспринимает особенно болезненно? Результат во многом будет зависеть от успешного обучения сотрудников основам информационной безопасности и цифровой гигиены, а также от обеспечения защиты сетей и устройств.
Автор Анна Резник
Источник forbes.kz