В конце 1991 года Казахстан вступил на путь независимого развития и перехода от плановой экономической системы к рыночной, и за 30-летний период страна прошла через различные стадии внутренней трансформации и внешнего признания, передает Деловой Казахстан.
Распад Советского Союза характеризуют как величайшую геополитическую катастрофу ХХ столетия. Согласно концепции созидательного разрушения, распад и дезинтеграция должны были влечь за собой что-то новое и улучшенное. Страны должны были воспринять это как импульс к новым действиям и избрать свой путь развития.
Однако, выход союзных республик из СССР повлек за собой и свертывание связей между ними, это касалось, прежде всего, производственных цепочек и торгово-экономических отношений. Разрыв экономических связей вызвал сокращение производства, вплоть до закрытия предприятий.
В 1994 году Президент Казахстана впервые представил идею объединения республик СНГ на взаимовыгодной и равноправной основе. По словам Н.А. Назарбаева, «евразийство – это алмаз в короне интеграционных процессов, которые требует сегодня глобализация». В то время немногие поддержали эту идею. Однако, современные интеграционные процессы, происходящие сейчас на постсоветском пространстве, имеют довольно прочное философско-историческое обоснование в лице евразийского учения, включающего классическую евразийскую школу и так называемое «неоевразийство».
На сегодняшний день можно видеть, что, хотя первоначальные условия развития были почти одинаковыми для всех стран бывшего СССР, сейчас они пришли к разным результатам. Казахстан избрал западную модель развития в форме правового государства, рыночной экономики и демократии. Можно отметить, что на этом пути страна добилась значительных успехов, однако сталкивалась и с серьезными проблемами.
После обретения независимости Казахстан начал активно развивать внешние связи государства. В январе 1992 года Казахстан вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, в 2010 году председательствовал в организации, и провел Саммит ОБСЕ в Астане.
В марте 1992 года по итогам 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 15 представительств ООН.
За годы независимости Казахстан установил дипломатические отношения со 130 государствами и с Европейским союзом. Особое внимание страна всегда уделяла отношениям с близлежащими государствами. Результатом этого является создание Содружества независимых государств в 1991 году и Шанхайской организации сотрудничества в 2001 году.
Для анализа экономического развития страны в первую очередь необходимо рассмотреть главный показатель экономического состояния – валовый внутренний продукт (ВВП). В период с 1990 по 1995 годы ВВП упал на 36%, а в 1992 году был зарегистрирован рекордный уровень инфляции, достигший отметки 3 060%, также 1,6 млн людей остались без работы.
Для выхода из сложившейся ситуации в стране начался период экономических реформ. Так, в 1997 году была разработана Стратегия развития «Казахстан – 2030», которая стала отправной точкой в стремительном росте экономики Казахстана. Стратегия развития предусматривала семь приоритетных целей, в качестве одного из самых важных приоритетов Стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Именно создание благоприятного инвестиционного климата способствовало быстрому экономическому росту начиная с 2000 года. Казахстан, встав на путь догоняющего развития, с нарождающейся рыночной экономикой стал эксплуатировать свое естественное конкурентное преимущество – богатство природными ресурсами.
В период с 1993 по 2006 годы Казахстан привлек 51,2 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций. В то время на долю Казахстана приходилось более 80% прямых иностранных инвестиций всего Центрально-Азиатского региона.
Согласно теории конвергенции в экономике, развивающиеся страны имеют потенциал к росту более высокими темпами, чем развитые страны, поскольку для них убывание доходности факторов производства меньше, чем в богатых странах. Это наблюдалось в Казахстане в 2000-х годах. Темпы роста Казахстана в первой половине 2000-х годов были, в среднем, около 10% в годовом выражении.
Казахстан обладает крупными запасами энергетических ресурсов. Стремительный экономический рост был преимущественно связан с поступлениями от добычи сырой нефти и природного газа. В 2005 году нефтегазовый сектор достиг пика и сгенерировал 21% валового внутреннего продукта страны, 50% от всего объема продукции промышленности и 85% горнодобывающей промышленности.
Благодаря экономическому росту, связанному с добычей энергетических ресурсов, и повышению доходов населения уровень бедности резко упал с 47% до 2,6% населения, а численность безработных в 2013 году сократилась до 5%.
Воодушевившись экономическим бумом, Казахстан поставил перед собой новую стратегическую цель – войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Согласно индексу глобальной конкурентоспособности, рассчитываемым Всемирным экономическим форумом, в 2006 году Казахстан занимал 61 позицию в рейтинге, на следующий год стране удалось подняться на 56 место.
А затем наступил глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 годов. Вкупе с глобальным спадом экономической активности снизился приток прямых иностранных инвестиций в страну. В итоге экономика Казахстана испытала значительное замедление. В этот период страна стремительно теряла позиции в рейтинге конкурентоспособности.
В 2013-2015 годах Казахстану удалось войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, однако удержать позиции на долгосрочный период не удалось. В 2016 году Казахстан потерял 11 позиций в рейтинге, это было связано в первую очередь внешним шоком резкого снижения цены мировой цены нефти. Колебания мировой цены нефти влияют на экономику как внешний шок, так как малая открытая экономика не способна повлиять на мировую цену. По этой причине обратное влияние изменения цены на нефть на глобальную конкурентоспособность, было изучено нами более детально. В результате определено, что в предположении о неизменности остальных независимых переменных, страны смогут улучшить свои позиции в рейтинге только в случае если темп роста ВВП будет выше темпа роста мировой цены нефти.
Данный результат подтверждается фактическими изменениями позиций Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 1). Например, в 2010 году Казахстан потерял 5 позиций с 67 на 72 место, и на рисунке 1 видно, что темп роста цены нефти значительно превышает темп роста ВВП, с 2012 по 2015 годы темп роста ВВП выше темпа роста цены нефти и в этот период Казахстан занимал наивысшие позиции в рейтинге за историю (51, 50 и 42 место в 2015 году), в 2016 году Казахстан резко упал в рейтинге на 53 место, что также сразу заметно на рисунке 1. И в последующих годах Казахстан также опустился в рейтинге на 57 место в 2017 году и 59 место в 2018 году.
Сырьевая направленность экономики ведет к ресурсному проклятию и не обеспечивает экономический рост в долгосрочной перспективе.
Поскольку долгое время национальные ресурсы расходовались нерационально, а экономический рост был связан с нестабильными поступлениями от добывающих отраслей, экономика Казахстана стала уязвимой к внешним потрясениям. У государства проявились симптомы голландской болезни, то есть негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики.
Обвал мировых цен на нефть в 2015-2016 годах оказал негативное влияние на обменный курс тенге. Национальный банк, который осуществлял жесткое регулирование валютного курса для ограничения краткосрочных колебаний, в 2015 году принял решение перевести национальную валюту в режим плавающего валютного курса. Формирование валютного курса согласно спросу и предложению иностранной валюты привело к резкому обесценению национальной валюты. В сочетании с сырьевой зависимостью экономики и резким падением цен на сырье на мировом рынке это привело к нестабильности не только в добывающей промышленности, а также и на денежном рынке, в финансовом и банковском секторах и деловом климате страны.
Внешний шок 2015-2016 годов еще раз подтвердил, что экспорт энергоносителей не является драйвером экономического роста в долгосрочной перспективе. Для долгосрочного роста требовались масштабные структурные преобразования, на которые нацелен ряд стратегий развития и программных документов.
В 2012 году в Послании Главы государства народу была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.
В 2015 году для вхождения страны в тридцатку развитых стран был разработан план нации «100 конкретных шагов», где указаны четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев.
В Послании Главы государства народу Казахстан 2017 году была подчеркнута важность технологической модернизации традиционных отраслей и создание новых индустрий на базе цифровых технологий.
Таким образом, если в начале пути стабильного экономического роста можно было достичь на основе богатства природными ресурсами, то дальнейшее развитие будет сложнее, поскольку по прогнозам цены на сырьевые товары будут оставаться на низком уровне в обозримом будущем, и требуется экономическая трансформация для увеличения ненефтяных доходов. На сегодняшний день перед страной стоят следующие задачи: качественная диверсификация экономики, технологическая модернизации базовых отраслей, развитие человеческого капитала.
За прошедшие годы можно заметить положительные изменения в обрабатывающей промышленности и сфере наукоемких услуг, которые способствовали росту экономики, однако масштабы обрабатывающей промышленности, по-прежнему, невелики.
Параллельно с созданием новых индустрий необходимо придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. Это – промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие. Эти отрасли важно развивать, поскольку Казахстан находится в центре важных географических и экономических интересов. Страна расположена вдоль Великого шелкового пути – древней транзитной сети и центра торговли, соединяющего Европу и Азию. Часть транснационального транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» пролегает по территории Казахстана.
Казахстан также обладает сельскохозяйственным потенциалом. Во-первых, из-за большой территории, подходящей для сельского хозяйства, во-вторых, это исконное занятие наших предков, в-третьих, государтсво активно оказывает поддержку сельскохозяйственной отрасли. Несмотря на это, Казахстан остается нетто-импортером продовольствия, то есть в денежном выражении объем импорта продовольствия превышает объем экспорта.
Важность продовольственной безопасности была особенно подчеркнута в 2020 году, когда весь мир охватила пандемия. К такому глобальному вызову не была готова ни одна страна. Последствия пандемии COVID‑19 ударили по экономике сильнее, чем кризисы 2008 и 2015 годов. Распространение пандемии приостановило мировую активность во втором квартале 2020 года и привело к снижению мирового спроса и цен на нефть, являющуюся главным экспортным товаром Казахстана. И в целом ослабило внутреннюю экономическую активность. Так, в январе-сентябре 2020 года ВВП сократился на 2,8 процента, тогда как за тот же период прошлого года он вырос на 4,1 процента.
Пандемия и акты локдауна, которые одномоментно прервали потоки рабочей силы, денег и товаров по всему миру, влияют на экономику с точки зрения замедления экономического роста, что привело к сокращению торговли и увеличению бедности. Происходящие изменения еще раз доказали, что поступления от экспорта сырьевых товаров не приведут к долгосрочному росту экономики, и это вынуждает к переходу человеческой цивилизации на новую парадигму развития. Президент Казахстана К-Ж.К. Токаев в Послании народу в 2020 году отметил, что «конкурентоспособность будущих государств-лидеров зарождается именно в эпоху кризисов и фундаментальных изменений. Казахстан должен занять свое достойное место в новом мире», и призвал использовать текущее положение как исторический шанс для нации.
Восстановление глобальной экономики, по мнению экспертов, займет, как минимум, период до 5 лет. По прогнозам, экономика Казахстана покажет небольшой рост, на 2,5 процента в 2021 году в результате увеличения потребительских расходов и возобновления инвестиций, которые были отложены из-за ограничений, связанных с COVID-19.
Для восстановления экономики в постковидный период необходимо активизировать политику по диверсификации экономики. На сегодняшний день стоит задача, чтобы преобразовать свою модель роста, не полагаясь только на добычу природных ресурсов. Как показывает обзор развития Казахстана за последние 30 лет, хотя экспорт сырья может оказать положительное краткосрочное экономическое воздействие, эти доходы зачастую являются не долговечными из-за волатильности цен на сырье. Диверсификация в этом случае может уменьшить волатильность и нестабильность экспортных поступлений, а экономический спад непродолжителен в странах с более диверсифицированной структурой экспорта. Поэтому, важно взять курс на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, то есть развивать производство высоких переделов и экспортировать готовую продукцию, а не сырье.
Еще одним фактором, замедляющим экономический рост, является «инфляция стратегий», то есть существование слишком большого количества стратегий. Такая «инфляция» затрудняет построение связей между программами и приводит к отсутствию согласованности между политическими целями в программах. То же самое отметили эксперты Всемирного банка в исследовании по Казахстану, в центре этих реформ должен быть комплексный набор реформ по повышению эффективности работы государственного сектора по всему циклу государственной политики с обеспечением согласованности с планированием, бюджетированием, управлением и мониторингом реализации программы.
В связи с этим, в 2021 году был представлен проект изменений в Системе государственного планирования с учетом опыта аналогичных систем лидирующих стран. Стратегия «Казахстан – 2050» остается ключевым документом страны, остальные программы и стратегические планы будут обеспечивать ее реализацию, включая Общенациональные приоритеты Республики Казахстан на период до 2025 года. На основе Общенациональных приоритетов разрабатываются документы первого уровня: Национальный план развития до 2025 года, преобразованный из Стратегического плана развития; План территориального развития до 2025 года, преобразованный из Прогнозной схемы территориального развития; Стратегия национальной безопасности.
В условиях «новой реальности» Национальный план развития до 2025 года обеспечит формирование новой модели развития, основанной на семи основных принципах: справедливое распределение благ и обязанностей; ведущая роль частного предпринимательства; честная конкуренция; рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики; развитие человеческого капитала; охрана окружающей среды; принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.
Выход на новую траекторию развития обеспечит реальный рост качества жизни, доходов населения, и восстановление в постковидный период.
Автор Мухамедиев Булат ,Темербулатова Жансая
Источник dknews.kz