Н​естабильность на энергетических рынках может усугубить дефицит продовольствия , сообщает inbusiness.kz .

В 2022 году мировая экономика впервые преодолеет рубеж в $100 трлн —  Caspian Barrel

Мировая экономика сейчас намного лучше, чем в 1970-х годах, готова к серьезному кризису цен на нефтяном рынке, однако недавняя эскалация конфликта на Ближнем Востоке, которая происходит на фоне нарушения цепочек поставок, вызванного вторжением России в Украину, может привести к непредсказуемым последствиям для мировых товарно-сырьевых рынков. Об этом говорится в новом докладе Всемирного банка "Перспективы товарно-сырьевых рынков".

В докладе приводится предварительная оценка потенциальных краткосрочных последствий конфликта для товарно-сырьевых рынков. В нем делается вывод о том, что если конфликт не разрастется, то он не должен иметь широких последствий. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, ожидается, что в текущем квартале средняя цена на нефть составит 90 долл. США за баррель, а в будущем году, в связи с замедлением экономического роста в мире, она снизится до 81 долл. США за баррель. В будущем году прогнозируется падение цен на сырьевые товары в целом на 4,1%. Улучшение ситуации с поставками сельскохозяйственной продукции, как ожидается, приведет в будущем году к снижению цен на нее. В 2024 году, согласно прогнозам, также снизятся – на 5% – цены на цветные металлы. А в 2025 году цены на биржевые товары предположительно стабилизируются.

Влияние конфликта на мировые товарно-сырьевые рынки пока еще носит ограниченный характер. В целом, с начала конфликта цены на нефть выросли примерно на 6%. Цены на сельскохозяйственную продукцию, большинство металлов и другие сырьевые товары изменились лишь незначительно.

В случае дальнейшей эскалации конфликта прогнозы в отношении цен на сырьевые товары серьезно ухудшаются. В докладе показано, что может произойти при трех сценариях рисков на основе анализа данных за период с 1970-х годов. Последствия зависят от масштабности перебоев в поставках нефти. Сценарий "незначительных перебоев" предполагает сокращение мировых поставок нефти на 0,5–2 млн баррелей в сутки, что примерно соответствует сокращению поставок, которое произошло во время гражданской войны в Ливии в 2011 году. При этом сценарии цены на нефть могут первоначально вырасти на 3–13% относительно среднего значения за текущий квартал, то есть до 93–102 долл. США за баррель.

В рамках сценария "средних перебоев", который приблизительно отражает ситуацию, сложившуюся во время войны в Ираке в 2003 году, мировые поставки нефти сократятся на 3–5 млн баррелей в сутки. Это первоначально может привести к росту цен на нефть на 21–35% – до 109–121 долл. США за баррель. В рамках сценария "значительных перебоев", который моделирует ситуацию, сопоставимую с эмбарго на экспорт нефти, установленным арабскими государствами в 1973 году, мировые поставки нефти сократятся на 6–8 млн баррелей в сутки. В результате этого цены на нефть первоначально могут вырасти на 56–75% – до 140–157 долл. США за баррель.

"Нынешнее обострение конфликта на Ближнем Востоке происходит на фоне ранее начавшейся войны России с Украиной, которая стала крупнейшим потрясением для товарно-сырьевых рынков с 1970-х годов, – заявил Индермит Гилл, главный экономист и старший вице-президент Всемирного банка по вопросам экономики развития. – Данное событие оказало пагубное влияние на мировую экономику, которое сохраняется и сегодня. Правительства не должны терять бдительности. В случае дальнейшей эскалации конфликта мировая экономика впервые за несколько десятилетий столкнется с двойным энергетическим шоком – от войны в Украине и одновременно от ситуации на Ближнем Востоке".

"Если цены на нефть закрепятся на высоком уровне, то неизбежно вырастут и цены на продовольствие, – отметил Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов Всемирного банка. – Возникновение серьезного ценового кризиса на нефтяном рынке ускорит темпы продовольственной инфляции, и без того уже высокие во многих развивающихся странах. На конец 2022 года более 700 млн человек – почти десятая часть населения планеты – страдали от недоедания. Дальнейшая эскалация текущего конфликта приведет к обострению дефицита продовольствия не только в регионе, но и во всем мире".

Тот факт, что конфликт пока оказал лишь незначительное влияние на цены на сырьевые товары, может говорить о том, что мировая экономика научилась лучше справляться с ценовыми кризисами на нефтяном рынке. В докладе отмечается, что со времен энергетического кризиса 1970-х годов многие страны мира укрепили свои механизмы защиты от подобных потрясений. Они снизили свою зависимость от нефти: по сравнению с 1970 годом потребление нефти в расчете на один доллар ВВП сократилось более чем вдвое. Они диверсифицировали состав поставщиков нефти и расширили спектр используемых энергоресурсов, включая возобновляемые источники энергии. Некоторые страны создали стратегические запасы нефти, механизмы координации поставок и рынки фьючерсов для смягчения влияния дефицита нефти на цены. Эти положительные изменения позволяют предположить, что эскалация конфликта, возможно, не будет иметь таких серьезных последствий, какие могли бы возникнуть в прошлом.

Тем не менее авторы доклада напоминают, что правительствам необходимо оставаться начеку. Динамика цен на некоторые сырьевые товары, в частности, на золото, указывает на возможные проблемы в будущем. С начала конфликта рост цен на золото составил около 8%. Цены на золото тесно коррелируют с ростом геополитической напряженности: они растут во время конфликтов и неопределенности, что часто свидетельствует о снижении уровня доверия инвесторов.

В случае углубления конфликта правительствам развивающихся стран потребуется принять меры для защиты от потенциального роста потребительской инфляции. Учитывая риск роста дефицита продовольствия, правительствам следует избегать введения торговых ограничений, например, запретов на экспорт продовольствия и удобрений. Такие меры нередко приводят к усилению волатильности цен и усугубляют дефицит продовольствия. Им также следует воздерживаться от регулирования и субсидирования цен в ответ на повышение цен на продовольствие и нефть. Более целесообразное решение – это совершенствование систем социальной защиты, диверсификация источников продовольствия и повышение эффективности производства продовольствия и торговли им. Что касается долгосрочной перспективы, все страны могут укрепить свою энергетическую безопасность, ускорив переход на возобновляемые источники энергии, что позволит смягчить последствия ценовых кризисов на нефтяном рынке.​

Источник inbusiness.kz