Инвесторов в 2022 году ждут минимум четыре предсказуемых риска. Что должно быть в защитном инвестпортфеле? Forbes предлагает 21 рекомендацию от управляющих.

Фондовый рынок: просто о сложном | Последние новости Бийска и Алтайского  края

После насыщенного событиями 2021 года прогнозы аналитиков на 2022 инвестиционный год расходятся по разным полюсам. К примеру, стратеги Jefferies прогнозируют, что рост американского фондового рынка не остановится и в течение 2022-го основной биржевой индекс США S&P 500 вырастет примерно на 6,3%, до 5000 пунктов, — преимущественно из-за того, что американская экономика по-прежнему будет расти относительно высокими темпами.

А аналитики Morgan Stanley, напротив, считают, что S&P 500 упадет минимум на 6,4%, до 4400 пунктов, — из-за замедления роста доходов компаний и доходностей облигаций и попыток бизнеса справиться с перебоями в поставках и растущими производственными затратами. 8 декабря S&P 500 закрылся на уровне 4701,21 пункта.

Причина таких полярных мнений в том, что управляющие вынуждены работать со многими неизвестными и, к примеру, ждут, как мировые центробанки будут реагировать на разгоняющуюся инфляцию, как проявит себя штамм «омикрон» и как на экономику будет влиять экологическая повестка.

С чем могут столкнуться инвесторы в следующем году

  • «Омикрон» и другие штаммы

Влияние «омикрона» на фондовый рынок в будущем году можно отнести к достаточно умеренному риску — пока медицинские специалисты утверждают, что он более заразный, но уровень смертности от него ниже, говорит руководитель инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин. Но, возможно, одним «омикроном» дело не ограничится: в следующем году все еще остается вероятность появления более опасных штаммов, добавил директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. JP Morgan считает, что риск пандемии в целом уменьшит неизбежное внедрение противовирусных таблеток от Merck & Co и Pfizer.

  • Разгон инфляции

Годовая инфляция в США (6,2%) и Европе (4,9%) находится на очень высоких уровнях, и центробанки многих стран в следующем году будут реагировать на это ростом процентных ставок, которые приведут к падению цен на облигации, считает Малыхин из «Атона».

Глава ФРС США Джером Пауэлл большую часть года называл инфляцию временным явлением, но в декабре признал — пришло время отказаться от этой точки зрения. Все это повышает шансы того, что ФРС повысит ставки существенно, предупреждает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин. Действующая ставка близка к нулю, повышение более чем на 1 процентный пункт вызовет негатив на рынке, добавил он. Credit Swisse пока ожидает, что ФРС начнет повышение ставки в конце 2022 года и затем повысит ее четыре раза в 2023 году.

  • Ускорение от ФРС

До сих пор американский Центробанк заверял рынок, что будет сворачивать программу скупки активов плавно, на $15 млрд в месяц, чтобы завершить ее к середине следующего года. Но из-за более устойчивого характера инфляции Пауэлл не исключил, что ФРС обсудит вариант с более активным сворачиваем программы. Citigroup, к примеру, считает, что речь может идти о сокращении на $30 млрд в месяц. До сих пор программа скупки активов ФРС обеспечивала рост стоимости компаний по отношению к их прибыли у высокотехнологичных компаний, вышедших на IPO, и у быстрорастущих компаний, напоминает партнер Capital Lab Евгений Шатов. Соответственно, с ускорением программы сворачивания этот рост может закончиться.

  • Фактор Китая

Риски со стороны Китая сохраняются — в частности, если из-под контроля выйдет долговой кризис в строительной индустрии Китая, который начался с Evergrande, считает Громадин. Рейтинговое агентство Fitch 9 декабря первым из агентств понизило рейтинг Evergrande c уровня С («близкий к дефолту») до RD («ограниченного дефолта») из-за того, что девелопер просрочил выплаты в ноябре и декабре по облигационным купонам более чем на $1 млрд. Еще один фактор — дальнейшее ухудшение взаимоотношений Китая с США и другими развитыми странами. Из-за этого мировые индексы могут оказаться под сильным давлением, сказал Асатуров.

Как быть

Как должен выглядеть портфель в 2022 году

В портфеле должны быть акции, ориентированные на дивиденды компаний с надежными балансами и сильным денежным потоком, пишут в своем Investment Outlook 2022 «Великий переход» аналитики Credit Swiss. В усредненном портфеле должно быть 40-60% акций первого эшелона, в течение года нужно наращивать долю в облигациях до 30-60%, предложил свой вариант Асатуров.

Классическая защита от «черных лебедей» в виде золота может не сработать, поэтому нужно снижать его долю в портфеле до минимума — не более 10%, считает он. Объяснение такое: если ожидаемый рост ставок ФРС приведет к снижению инфляции и росту доходностей бондов, то золото будет падать в цене.

Акции российских компаний с дивидендной доходностью выше 8% могут занимать половину портфеля, валюта — 30%, облигации и золото — по 10%, остальные 30% можно оставить на банковском депозите, предлагает личный брокер «Открытие Инвестиции» Вадим Горкунов. При увеличении ставки ЦБ инвестор может увеличить долю облигаций со средним и дальним сроком погашения (свыше пяти лет). В следующем году оправдана высокая доля акций в портфеле на уровне 70%, на облигации остается 20% и 10% — на альтернативные активы (золото и другое сырье), считает Громадин из БКС.

Куда инвестировать

Главным бенефициаром экологической повестки в ближайшие 10 лет станут нефтяные и газовые компании, считает Малыхин из «Атона»: нефтедобытчики будут пытаться вернуть инвестиции в новые месторождения, пока нефть еще нужна. А отказ от генерации угольной энергии приведет к повышенному потреблению газа и повышению цен на него, добавил он.

Малыхин предлагает обратить внимание на российские компании с большими дивидендами — «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть», американскую Devon Energy, канадскую Cenovus Energy и бразильскую Petrobras.

Банковский сектор будет прямым бенефициаром роста реальных ставок в экономике, потому что первым делом банки повышают ставки по кредитам и лишь затем — по депозитам, зарабатывая на этой разнице, к тому же с повышенной ставкой они охотнее выдают кредиты, объясняет Асатуров. Он предлагает обратить внимание на акции представителей классического банковского бизнеса — Wells Fargo, JP Morgan и Bank of America. Повышение ставок замедлит потенциальный рост их кредитных портфелей, но вряд ли ударит по бизнесу и снизит потребительскую активность, считает Асатуров.

В секторе технологий нужно быть в высшей мере выборочными, считает Громадин из БКС. Самая интересная история, по его мнению, — поставщики оборудования для производства полупроводников, такие как Applied Materials, KLA Corp и ASML. Они выигрывают от глобального дефицита полупроводников. Пик их дефицита, вероятно, уже позади, но нормализация займет весь следующий год, добавил Громадин. Эти слова подтверждает исследовательская компания IDC, которая спрогнозировала, что рынок полупроводников вырастет на 17,3% в 2022 году и к середине года спрос и предложение достигнут баланса, а в 2023 году возможно даже перепроизводство.

Директор по инвестициям «Сбер Управление активами» Ренат Малин сказал, что в следующем году возможно снижение ставки российского ЦБ вслед за нормализацией ситуации с инфляцией, а потому длинные ОФЗ покажут более высокий совокупный доход. Он советует ОФЗ 26230 со сроком погашения в 2039 году и ОФЗ 26218 с погашением в 2031 году.

Шатов из Capital Lab рекомендует обратить внимание на облигации компаний с невысокой долговой нагрузкой — американской золотодобывающей компании Newmont Corp (с погашением до марта 2023 года), производителя стали Nucor Corp (с погашением до сентября 2026 года) или металлургической «Арселор Миттал» (с погашением до июля 2024 года).

Автор Михаил Кузнецов

Источник forbes.ru