В странах СНГ в конце 2021 - начале 2022 года уровень мошенничества вышел на экстремальные объемы. Платежи в Интернете на сайтах клонах интернет-магазинов и платежных систем, а также обман при помощи заверений во вложениях граждан в активы на фондовом рынке или криптовалюты – стали головной болью для правоохранителей, банков и ЦБ. Но настоящим «бичом» стало телефонное мошенничество с применением IP-телефонии. Из любой точки земного шара можно совершить звонок, а у вызываемого абонента высветится заранее купленный телефонный номер. Поэтому преступников практически невозможно отследить, а также доказать их вину, сообщает dknews.kz.
В 2021 году только со счетов в банках были переведены мошенникам средства в размере 13,5 млрд рублей. Но возвратить клиентам финансовых учреждений получилось только 6,8% от этой суммы. В 2020 году процент возвратов банками находился на уровне 11,3% от общего объема похищенных средств, а в 2019 году составлял 14,6%. Причиной снижения стало ухищрение способов совершения мошеннических действий. По итогам 1 квартала 2022 года россияне перечислило мошенникам почти 3,3 млрд рублей, что 17,9% больше в сравнении с 1 кварталом 2021 года. Нужно признать, что ситуация продолжает ухудшаться и принятие экстренных мер на государственном уровне назрело.
Если говорить о том, насколько оправдана инициатива ЦБ, то в данной ситуации, как и у любой монеты, есть две грани. С одной стороны, возможность приостановки на 2 дня любых переводов на подозрительный счет – очень полезное действие. Жертва мошенничества, осознав свою ошибку может успеть вернуть средства.
С другой стороны, недовольный оказанными услугами или полученным товаром клиент может оговорить предпринимателя или компанию. Это приведет к внесению его счетов в такой список и существенно затруднит его бизнес. Ведь ему потребуется доказывать свою невиновность, что займет определенное время, но в это же время ему нужно будет платить налоги и зарплату сотрудникам, выполнять обязательства перед контрагентами.
Ситуация в испытывающих влияние мирового финансового кризиса банках отнюдь не станет лучше после принятия такого решения. Банкам придется выделять часть капитала из оборота и направлять его в заранее созданные фонды, из которых будут направляться средства жертвам мошенников. Кредитные организации из числа топ-10 смогут создать такие фонды почти без затруднений, но для более мелких организаций необходимость выделят заранее капитал и возвращать утраченные клиентами средства может стать «приговором».
Некоторая часть граждан может, конечно, и станет с большей легкостью начать переводить средства, в том числе и мошенникам. Но большинство россиян уже научены горьким опытом своим или друзей и родственников, поэтому с большим подозрениям относятся к любым телефонным звонкам с незнакомых номеров. Скорее всего, процесс повышения финансовой грамотности среди населения будет поэтапно повышаться в нашей стране. И здесь вопрос касается безопасности платежей в интернете, внимательности к звонкам, а также знаний об инвестициях. Особенно полезным будет если в этом процессе будет активно участвовать государство, фондовые биржи и сами банки.
Автор Николай Переславский
Источник dknews.kz