Экономисты называют решение о повышении цены топлива полумерой , сообщает golos-naroda.kz .

Тарифы на электроэнергию для предприятий: составляющие и тренды

Почему шаг властей – это полумера, и к чему еще готовиться казахстанцам? И, раз уж у нас такая проблема с дешевым топливом, как уверяют госмужи, может, надо поднимать цену бензина еще выше, отменяя параллельно транспортный налог? Редакция задала эти актуальные вопросы экспертам.

Игра в одни ворота

Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков отмечает: тема повышения цен на ГСМ - это дилемма из категории сделать а) болезненную операцию и некоторое время восстанавливаться или б) всю жизнь ходить с ноющей болью, которая только усиливается.

«За дисбаланс цен мы все равно платим. Платим потерей доходов из-за дефицита топлива, когда оно так нужно. Субсидируем граждан соседних стран, которые вывозят наш ресурс по дешевке. Субсидируем богатых на внедорожниках, выхлопы из старых автомобилей. Не можем собрать налоги, чтобы помочь тем же бедным, которые страдают от роста цен. Замкнутый круг», - говорит экономист.

«А теперь в пользу населения. Высокие цены собьют лишний спрос. Но вот все ли у нас нормально с поставками? Достаточно ли у нас конкуренции в нефтепереработке или там только госкомпании? Достаточно ли конкурентные оптовая торговля горючим и розница на заправках? Я про реальную конкуренцию, а не статистическую.

Если нет, то это игра в одни ворота - население платит, а ограниченный бизнес и государство богатеют».

В этих условиях, возможно, стоит отменить налог на транспорт и вложить его в цену топлива: чем больше ездишь – тем больше платишь?

«При условии рыночных цен на бензин - и достаточно высоких, налог на транспорт, конечно, нелогичен. Вообще, много налогов лишены логики, если на то пошло. Автомобили с большими двигателями и так будут платить много налогов. Как и старые автомобили. Чем больше будут ездить, тем больше будут платить – это, к слову, о ремонте дорог. Это была бы простая система, понятная всем и легко администрируемая. Но есть люди, которые зарабатывают на сложных схемах, им это невыгодно», - считает Жаиков.

Экономический блок правительства, по его оценке, сейчас не будет заниматься экономической логикой.

«Там чисто фискальная задача - раздули обещания и бюджеты, нужны деньги, чтобы финансировать. Вот и будут ходить, скрести по сусекам», - говорит экономист.

Латают одно в ущерб другому

Экономист Айдархан Кусаинов называет решение правительства о повышении стоимости бензина и дизтоплива очередной паллиативной мерой.

«Уже невозможно решать проблему административными вещами - пришлось поднимать цены на ГСМ. Но это не системная мера. По уму нужно пересматривать всю экономическую политику, переформатировать систему квотирования экспорта, пересматривать налогообложение, убирать экспортную пошлину, перестраивать весь энергетический рынок, рынок нефти и нефтепродуктов», - подчеркивает экономист.

Сегодня эти сферы в стране представляют собой нерыночную систему, констатирует собеседник.

«Нефтяные компании получают квоты на экспорт при условии поставок определенных объемов на внутренний рынок. А наш внутренний рынок не связан с международным, и внутреннее ценообразование никак не связано с мировыми ценами. Административными поставками на внутренний рынок обеспечиваются необходимые объемы. А когда внутренний объем гарантирован, понятно, что цена формируется не по рыночным принципам.

Поэтому цена нефти и нефтепродуктов на казахстанском рынке не зависит от мировых цен», - отмечает Кусаинов.

Об этой проблеме специалисты говорят и предлагают решения уже более 20 лет, но властям это не нужно, и внутренний рынок продолжает работать в ручном режиме.

«В Казахстане цена на нефть, как и на все остальные товары, субсидируется, в том числе валютным курсом. Страна хочет, чтобы все было дешево. Но это нерыночный неэффективный путь. Если мы не хотим рыночную экономику, давайте, как в Советском Союзе, вводить талоны, закрывать границы - из СССР невозможно было контрабандой вывозить бензин и дизтопливо, делать экспортный и импортный контроль, закрывать внешнеэкономическую деятельность.

А призывы вроде отмены транспортного налога и утильсбора – это как как тришкин кафтан: давайте отсюда отрежем, чтобы туда прилепить, а потом оттуда отрежем, чтобы тут залатать», - делится мнением экономист.

В целом происходящее в казахстанской экономике он называет тришкиным кафтаном.

«Если вы изначально субсидируете все импортные товары, искусственно делаете внутренний рынок дешевым, вы не даете людям зарабатывать. При этом пытаетесь оптимально распределить бюджетные деньги, а они не поступают – потому что люди не могут заработать», - говорит собеседник.

Он напоминает: правительство в марте увеличило расходы бюджета на 2,2 трлн тенге

«Значит, будет выше инфляция и цены будут расти быстрее. В апреле увеличили цен на ГСМ – опять подстегнули инфляцию», - подытоживает экономист.

Мультипликативный эффект со знаком «минус»

Экономист Аскар Кысыков отмечает: вопрос повышения цен на ГСМ назрел давно.

«Но этот шаг правительства – полумера, которая до конца не решает проблемы. У нас нефть продается на внутренний рынок по очень низкой цене, которая регулируется на каждом этапе, и на выходе мы имеем одну из самых низких стоимостей в регионе и мире. При этом, как заявил премьер, в Казахстане самый высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения - 370 литров в год. И отток ГСМ на рынки соседних стран, в том числе через нелегальные потоки», - напоминает экономист.

Глава кабмина заявил, что повышение цен на ГСМ окажет прямое влияние на общий уровень инфляции в районе 0,35%. Сказал и про опосредованное влияние: дизтопливо и бензин входят в структуру затрат производителей.

«Инфляция остается высокой - 18% по году. А рост стоимости ГСМ создаст широкий мультипликативный эффект: если повышаем цены с середины апреля, инфляция замедляться не будет и придаст дополнительный импульс росту цен.

Премьер говорил о небольшом вкладе повышения цен на ГСМ в инфляцию, но есть неподсчитанный мультипликативный эффект: транспорт, доставка, пассажирские перевозки, такси подорожают сильно, но меры по минимизации негативных последствий роста цен, падения реальных доходов не приняты», - подчеркивает экономист.

Есть группы населения, для которых повышение цен на ГСМ будет критическим. А еще впереди весенне-полевые работы. Плюс у нас опять сделали резко - никто не успел подготовиться к повышению, продолжает Кысыков.

Говоря о косвенном эффекте повышения цен на ГСМ, он отмечает инфляционные ожидания. Когда люди видят повышение цен на ГСМ, то понимают, что цены будут расти и в других отраслях.

«Фактор повышения ГСМ повлияет на рост цен на электроэнергию, и другие тарифы будут повышаться. Это будет разгонять инфляционные ожидания. Это как с девальвацией: когда информационный фон говорит, что тенге будет падать, люди сами создают спрос на валюту. Так разгоняется девальвационная спираль.

В этих условиях нам будет тяжело снизить инфляционные ожидания -соответственно – инфляцию. Она будет работать как самосбывающееся пророчество», - заявляет экономист.

По его мнению, с повышением цен на бензин все больше людей будет задумываться о более эффективных машинах, которыми являются не джипы с 5-литровым двигателем.

«По поводу вероятности отмены налога на транспорт. Сейчас он привязан к стоимости авто, но не к потреблению ГСМ. Поэтому логичным решением стало бы переложить налог на транспорт в цену бензина.

Если человек не ездит, не потребляет бензин, налога должно быть ноль. А сейчас все платят налог одинаково, независимо, сколько проехал по дорогам, сделал выбросов, потребил бензина. В Казахстане можно, как и в других странах, налог на транспорт переложить в акциз на бензин. Это будет более справедливо: кто больше потребляет – тот больше платит», - уверен эксперт.

В целом повышение цены на ГСМ – лишь малая часть программы перехода к рыночным правилам игры.

«Но мы не видим комплексного плана правительства. Не видим, как будет совершаться переход к рыночным ценам, и какие есть решения, чтобы нивелировать негативные последствия роста цен на бензин, особенно для бедных слоев. Пока обрывочное решение собирает негатив. А лучше было бы принять комплексное решение на 3 года, в течение которых мы переходим на рыночные цены на ГСМ, на новые тарифы. При этом прописать меры поддержки для групп населения с низкими доходами, увеличить адресную социальную помощь, пособия инвалидам и так далее.

А сейчас повысили цены на ГСМ – что дальше? Через год опять повышать, на сколько? А что будет с электроэнергией, с водой? У нас субсидируют пассажирские перевозки, авиаперевозки, много благ субсидируют. Там тоже к рыночным ценам нужно переходить, но комплексного видения, как это делать, у властей нет», - акцентирует экономист.

Автор Назгуль Абжекенова

Источник golos-naroda.kz