Напомним, что в начале года ставки по кредитованию выросли на 3 % по сравнению с концом 2024 года.
Фото :сaravan.kz
Например, если ранее они исчислялись цифрой в 18,8 %, то в минувшем январе уже были на уровне 21,8 %. А вот доходы с депозитов у населения почти не увеличились, пусть и достигнув официально 13,5 %, однако остановившись на уровне в 0,3 %. Да и то, данная ставка на самом деле была запущена лишь в феврале,сообщает сaravan.kz.
Экономисты опасаются, что такие шаги со стороны финансовых структур, то есть банков, могут нести в себе множество негативных последствий. Это – тревожный звоночек, который вполне может отразиться не только на экономике страны, но и на благополучии населения.
Во-первых, может упасть спрос потребителей на товары долгого пользования – авто, недвижимость и даже на бытовую технику. Уже сегодня, например, почему-то рынок продажи недвижимости при приобретении квартиры в ипотеку запрашивает несколько большую сумму, чем если бы эта же самая квартира покупалась за наличные. Во-вторых, немалую и отрицательную роль может сыграть и тот факт, что у того, кто уже имеет кредитную историю, особенно длительного характера, могут вырасти долговые обязательства.
Даже этих двух пунктов достаточно, чтобы экономический рост в республике замедлился. Не говоря уже о возможном падении интереса к депозитам, особенно в национальной валюте. Или о возможной стагнации рынка недвижимости.
О том, что происходит, своими мыслями поделился экономист – эксперт Марат Абдурахманов.
— Начну с того, что в далеком декабре 2012 года по ставкам депозитов сняли ограничения – привязку ставки рефинансирования плюс 3,5 % по депозитам. Следом в 2013 году ставки кредитования резко выросли. Так, если в предыдущем, 2012, году они составляли в среднем не более 15 %, то потом увеличились до 24 %. И уже в феврале 2014 года курс прыгнул со 120 до 150 тенге, а банки зафиксировали в этот год рекордную прибыль. Тем не менее тогда же было заявлено, что почему-то «банкам необходима помощь государства», для чего из денег ЕНПФ было выделено 1,4 триллиона тенге банку «Казкоммерц», 1,2 триллиона тенге – БТА банку, и около 1 триллиона тенге – Народному банку. Несмотря на это, несколько банков все равно прекратили свое существование.
Сейчас идет повторение всей той ситуации просто один в один. Более того, сегодняшний проект Налогового кодекса, который вынесен на обсуждение — это просто ксерокопия, аналог Налогового кодекса 1995 года, после принятия которого произошло резкое обесценивание тенге, причем буквально за три месяца.
Что касается непосредственно кредитования, то сегодня оно фактически уперлось в пределы покупательской способности. То есть у людей просто нет денег. Если говорить о строительной отрасли, то программа ЖКХ, что была принята в 2010 году, привела к резкому росту тарифов. Вот и сегодня нынешняя программа, касающаяся этой отрасли, почему-то принимается в строгом соответствии с той, прежней. Однако напомню, что после резкого роста тарифов на коммунальные услуги, когда ставки по депозитам остались прежними, при том, что ставки кредитования также резко выросли, упал спрос. Что в итоге привело к событиям 2013-2014 годов, а именно – повышению тарифов ЖКХ и дальнейшей девальвации тенге. Сейчас весь этот микс повторяется гораздо быстрее – в течение лишь одного календарного года. Какой может быть результат? Ничего хорошего в этом нет, — заключил экономический аналитик.
Автор Ольга Шишанова
Источник caravan.kz