На специальной конференции в Алматы представители Всемирного банка рассказали, по каким критериям считают индекс человеческого капитала, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По данным представителей Всемирного банка, Индекс человеческого капитала (ИЧК) в Казахстане в 2017 году оказался выше среднего значения по региону Центральной Азии, а также в группе стран с аналогичным уровнем дохода.

«В период между 2012 и 2017 годами показатель ИЧК в Казахстане вырос с 0,63% до 0,75%. Это произошло за счёт увеличения инвестиций в образование и здравоохранение. Но в то же время показатель 0,75 говорит, что в будущем Казахстан будет терять до 25% ожидаемого дохода», - сообщила Сусанна Айрапетян.

Представители Всемирного банка расшифровали, что значит показатель 0,75. Во-первых, производительность труда ребенка, родившегося сегодня в Казахстане, при достижении совершеннолетия составит 75% от потенциального уровня, который возможен при получении полного образования и полноценного здоровья.

«Вероятность выживания ребенка до 5 лет почти 99%. Другими словами, по официальной статистике ООН, 99 из 100 детей выживают. Ожидаемая продолжительность обучения в школе - в Казахстане ребенок, начинающий учебу в возрасте до 4 лет, как ожидается, к 18 годам завершит курс школьного обучения продолжительностью в 13,3 года. Знание казахстанских школьников оценивается в 537 баллов по шкале, где 625 баллов соответствует наивысшим образовательным учреждениям, минимальный порог в мире находится на уровне 300 баллов. И очень важный фактор - продолжительность обучения в школе, скорректированная на качество обучения. С поправкой на объем знаний, фактически получаемых учащимися, ожидаемая продолжительность обучения в школе составляет всего 11,5 лет»,- рассказала руководитель программ по человеческому капиталу Всемирного банка в Центральной Азии Сусанна Айрапетян.

Еще одним пунктом является выживаемость взрослого населения. По всему Казахстану до возраста 60 лет доживают 80% 15-летних граждан. По словам С. Айрапетян, этот статистический показатель служит косвенным индикатором, характеризующим диапазон летальных и нелетальных исходов, с которыми может столкнуться ребенок, родившийся сегодня, во взрослом возрасте при существующих условиях.

Что касается здорового роста (процент детей, не имеющих задержек в развитии), то 92 из 100 детей не отстают в развитии. Восемь детей подвержены риску когнитивных и физических ограничений, которые могут длиться всю жизнь.

«Сейчас вклад в образование в Казахстане - 3,6% от ВВП, это невысокие цифры, учитывая, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель выше в 3-4 раза. В Казахстане существует большая разница в качестве образования в центральных областях и отдалённых регионах. Сверхзадача Казахстана - выровнять этот показатель. При этом в стране три четверти школ находятся в регионах и на селе, они обслуживают 52% населения»,- констатировали во Всемирном банке.

Напомним,  в Послании народу Казахстана от 5 октября Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу - в течение 5 лет довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП.